Экономика

Минтранс представляет ситуацию в морских портах красиво

Письменное общение представителей морского бизнеса, без устали бьющихся улучшение ситуации в морских портах России, с правительством всё больше походит на игру в карты: ход – бито, ход – бито. Только чувство, что кто-то жульничает, неотступно сопровождает партию. В распоряжении ПРОВЭД оказалось два письма: одно от морских агентов в правительство, другое – ответ Минтранса от лица правительства. Из восьми предложений в рамках выполнения Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, инициированных бизнес-сообществом, Минтранс поддержал лишь одно. Одно забраковал, а остальные удостоил красочными описаниями действующего законодательства и сопроводил вердиктами «невозможно», «нецелесообразно» или «уже и так всё хорошо». Что, конечно, с реальностью никак не пересекается.

ПРОВЭД не раз писал об утомительной и продолжительной процедуре доставке на борт прибывшего судна комиссии из представителей государственных контрольных органов (ГКО). Оплачивает «доставку» гостей судовладелец, равно как и обеспечивает их завтраками/обедами/ужинами за свой счет.  Южная региональная ассоциация морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА), Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга (АМА СПб) и Калининградская ассоциация морских и экспедиторских компаний в коллективном письме просят правительство отменить существующий порядок внесением изменений в приказ №247 Минтранса. Минтранс на это отвечает, что государство не может на себя взять затраты по доставке комиссии на судно – дорого. А что до завтраков-ужинов, так они и вовсе не предусмотрены этим приказом. Агенты что-то тут придумывают.

Далее агенты просят правительство обязать Минтранс сократить число предоставляемых бумажных документов при прибытии судна. На что получают гениальный по своей простоте ответ, слово держит Минтранс: список требуемых документов утвержден ФТС, ФСБ, Минсельхозом и Роспотребнадзором, правительство и Министерство транспорта тут бессильны вмешиваться. Дело можно решить только через ФТС, куда Минтранс и направил предложение. Стало быть, дело гиблое.

Третьим пунктом агенты в очередной раз просят сделать так, чтобы судам можно было начинать разгрузку сразу по прибытии в порт, не дожидаясь начала и окончания бюрократической волокиты. Для этого нужно обязать ФСБ выдавать такие разрешения. Минтранс бодро отвечает, что ФСБ в общем-то уже практикует такой метод. И, на минуточку, если агенты не заметили, такой подход реализуется аж с 2014 в целом ряде портов: в Калининграде, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других. Так что агенты тут очень понапрасну рвут на себе рубахи: пограничники давно и охотно идут на встречу.

Четвертая просьба-мольба-предложение заключается в том, чтобы, наконец, выдернуть пограничников из прошлого века и переместить в эпоху высоких технологий: провести им телефон и интернет. За этот очевидный шаг ответственна Минкомсвязи. Минтранс рапортует за коллег: всё и так сделано по высшему разряду – обеспечено межведомственное электронное взаимодействие, электронные сервисы ГКО введены в эксплуатацию. И все это чудо уже год как работает. Опять тут что-то агенты навыдумывали про оплату телефонных линий и факсов. ГКО – они же впереди планеты всей по части компьютеризации. А «интернеты» пограничникам вообще не положены.

Далее следует продиктованная необходимостью вещь: обеспечить нормальное межведомственное информационное взаимодействие между всеми представителями ГКО и морскими перевозчиками. Тут как бы всё вполне очевидно: какое может быть «единое окно», если нет связи? Тут Минтранс бьет джокером, отвечая словами коллег из ФТС: последняя, между прочим, создала и внедряет потрясающую разработку – портал «Морской порт», достоинствам которого мы посвятили отдельную статью. Продублируем оттуда лишь следующее: «На совещании таможенники признали: находящиеся в порту пограничники не имеют доступа к порталу, так как не имеют доступа в интернет». Браво! На этом «ходы» Минтранса в данном «кону» не заканчиваются. «Участники совещания в морском порту Новороссийск признали результаты проводимого ФТС России тестирования прототипа портала «Морской Порт» на объектах пилотной зоны успешными». Сдается нам, что кулик хвалил своё болото: на совещание, о котором идет речь (19 мая 2015 г.),  не была приглашена ни одна из 10 компаний-членов ЮРАМА. Кто оценил «Морской порт» как прекрасный проект? Наверно, его разработчики.

Следом агенты имеют наглость просить составить единый перечень документов, которым подтверждается страна происхождения транзитных грузов и который регламентирует транзит санкционных товаров через порты России в Казахстан. Как ПРОВЭД уже писал, в разных портах к перевозчикам применяются разные требования, запрашиваются разные документы на транзит «санкционки». Минтранс ссылается на мнение авторитетных коллег из ФТС: по разумению последних, необходимость единого перечня не подтверждается достаточностью правовых оснований. Грубо говоря, унифицировать требования – противозаконно.

Другой вопрос, на котором агенты сломали не одну сотню копий, − заполнение миграционных карт членами экипажа иностранного судна. Казалось бы, в чем тут проблема? Судно прибыло, стоит в порту, экипаж не покидает территории порта. Судно разгрузилось, экипаж вернулся на борт и уплыл восвояси. Но нет, не тут-то было. Каждый член экипажа должен заполнить миграционную карту, как, например, это делают выходцы из Средней Азии, приезжающие в Россию на заработки. «Давайте отменим этот абсурд!» - призывают агентские ассоциации. «Нет! Закон для всех один, − отвечает Минтранс. – Зато мы в пунктах пропуска создаем комплексы, в которых можно будет оформлять карты автоматически». Что тут скажешь, идут в ногу со временем − терминалы ставят.

И, видимо, только чтобы подсластить пилюлю агентам, Минтранс соглашается на восьмое, последнее предложение: обязать Росграницу решить вопрос о назначении руководителя МПП портов Юга России с постоянным местонахождением в порту Новороссийск. Сейчас руководитель администрации МПП находится на удалении 400 км от Новороссийска.

Кого оставили в «дураках» - понятно. Как тут не остаться с носом, если играешь с шулерами, у которых восемь тузов в колоде?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы