Новости

Таможенное администрирование образца 2013 года

Таможня не хочет меняться?Конец января. По таможням и региональным управлениям Федеральной таможенной службы России (ФТС) начинается пора подведения итогов. Дело нужное и важное, даже при условии его явной формальности и театральности. Но итоги подводить надо, какие бы плохие они не были, да и планировать работу таможенников на 2013 год тоже надо.

 

Про подведение итогов еще как-то понятно, по традиции в ФТС (таможни и РТУ) проводят это мероприятия за закрытыми дверями, выдавая после проведения общественности определенные данные, отобранные по какому-то странному принципу, понятному только, видимо, самим таможенникам. А вот с планированием работы и поставленными задачами все очень грустно. Как правило, почему-то о планах таможня говорит в октябре, и то в основном только о том, что удалось выполнить,  накануне своего профессионального праздника, когда за спиной остались три четверти года, поэтому непонятно, что это - планы или промежуточное подведение итогов, или вообще планирование итогов...

Теперича, не то, что давеча…

Об улучшениях, облегчениях, совершенствованиях и просто позитивных изменениях напишет и расскажет ФТС, мы попробуем спрогнозировать, что, скорее всего, не будет делаться, улучшаться, меняться, то есть, о чем  ФТС в своих планах на 2013 год, в части администрирования, по нашему мнению, предпочтет не писать и не говорить.

Общероссийские проблемы - неэффективная бюрократия, высокая коррупция, недостаточная защита прав собственности и так далее, которые в таможенной сфере наиболее выраженные, оставим для различных экспертных оценок и рейтингов.

В вопросах таможенного регулирования  аналитическая составляющая в области контроля за соблюдением мер тарифного регулирования и правомерности применения налоговых льгот по-прежнему  будет отсутствовать, а порядок оценки и применения льгот  будет строиться на базовом действующем принципе «Дорогу осилит идущий, а льготы получит дающий».

Пример (живой): Январь 2013 года, по странному стечению обстоятельств, Федерация конного спорта РФ, решила приобрести и завести для своих нужд специальное транспортное средство для перевозки лошадей, причем живых. Все предельно очевидно – коневозка для Федерации конного спорта. Но не для всех очевидно. Вот для акцизной таможни это вещь не очевидная и потому акцизная таможня решила отказать в льготе по пошлине и, более того, даже усомнилась, а точно ли лошадей возить на этом транспортном средстве будут. Если честно, то я не встречал на маршрутах общественного транспорта России коневозки, переоборудованные для перевозки пассажиров. Вполне возможно, что мне просто не повезло. А вот должностные лица ЦАТ, с таким явлением встречаются, видимо, повседневно. Получается, что Федерация конного спорта России должна доказать, что ввозимую коневозку она, Федерация, будет использовать для перевозки лошадей, а не пассажиров.

Надо быть готовым к тому, что ФТС, все же повсеместно (на всех видах транспорта) попытается ввести обязательное предварительное информирование, что не может не вызывать определенных серьезных опасений. Вероятность возникновения новых, дополнительных барьеров и трудностей при введении обязательного предварительного информирования, особенно на морском и речном видах транспорта, при нынешнем состоянии инфраструктуры, коммуникаций и технологий, очень и очень высока.

В вопросах  принятия решений о выпуске товаров не стоит в 2013 году рассчитывать на повсеместную своевременность и обоснованность решений о выпуске. Как и в 2012 году, основным правилом, определяющим своевременность и обоснованность решения, будет исключительно и только уровень заявленной таможенному органу стоимости товара. Причем основным методом определения таможенной стоимости будет все так  же, шестой метод (резервный).

Бизнесу необходимо быть готовым к появлению в 2013 году новых гибридных таможенных технологий в рамках реализации (а по сути, очередной попытки спасти проваленную)  Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Так как ни информационные, ни процедурные технологии ФТС в последние годы не развивает, а все администрирование подчиненно слепому сбору таможенных пошлин и налогов (не путать с фискальной функцией), то можно предположить, что в этом году могут появиться необычные технологии принуждения участника ВЭД к уплате пошлин и налогов, исходя не  из реальной (заявленной) стоимости товара, а желания таможенного органа. В конце 2012 года такие технологии, как затягивание с приемом деклараций, искусственное увеличение сроков выпуска до 10 дней, отказ в выпуске, обеспечение платежей с запредельным размером, и прочие аналогичные меры борьбы с судильщиками, с участниками ВЭД, которые отказывались КТСиться, участниками ВЭД, которые в рамках метода 1 заявляли таможенному органу стоимость ниже уровня, установленного профилем риска, уже стали малоэффективными и не оказывали достаточного давления на участника ВЭД по принуждению его, участника, заявлять комфортный для таможенного органа стоимостной уровень.

Участнику ВЭД надо быть готовым к появлению различных мероприятий и новшеств со стороны ФТС, направленных на популяризацию ускорения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде. Имея уже горький опыт  внедрения обязательного предварительного информирования и реакцию бизнеса на этот процесс, ФТС, скорее всего, начнет заранее готовиться к внедрению повсеместного электронного декларирования и готовить общественное мнение. И хотя год только начался, но с 2011 года ФТС так и не привела таможенное законодательство в части электронного декларирования в соответствие с законодательством ТС, рекомендаций ВТамО, в том числе и Киотской конвенции. По итогам 2012 года (по информации ФТС, представленной в Правительство РФ) только 40% деклараций оформлены в электронном виде. За год обеспечить переход 60% при полном параличе СУР, смотрится как-то очень сомнительно, даже если речь и идет о 18%, которые можно отнести к нерисковым и не требующим дополнительной информации на бумажных носителях. СУР (система управления рисками) будет по-прежнему находиться в состоянии конвульсий и судорог и применяться только исключительно в части стоимостных рисков. В отношении других направлений предупреждений, профилактики и предостережений СУР давно уже не применяется и малоактуальна.

Межведомственное электронное взаимодействие при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу РФ так и останется на уровне телефонно-факсовом.

Таможенный контроль после выпуска товаров, а точнее, смещение контроля на «после выпуска» в 2013 году не произойдет, нет для этого процесса ни условий, ни воли ФТС, ни понимания как это делать, в спешке созданное Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров  нацелено совсем на другие задачи.

Продолжится процесс «тасования» по стране таможенных органов, "где-то как бы в рамках реализации Концепции",  где-то ФТС будет экспериментировать с компетенцией, а где-то просто по традиции без объяснения причин. Так, например, к нам попал Акт «Об итогах целевой проверки в Московской областной таможни» от 29 декабря 2012 года. Вроде бы ничего особенного, проверка как проверка, акт, как акт, но особенно позабавил пункт 4 Предложений, «проведение в марте 2013 г. повторной целевой инспекторской проверки и в случае выявления аналогичных нарушений таможенного законодательства рассмотрение вопроса о перемещении вышеуказанных органов в иные места;». Вот это решение! Получается, что для профилактики и улучшения работы инспекторов и таможенного органа в целом, достаточно просто переместить таможенный орган в иное место и все заработает быстро, оперативно и, самое главное, по закону.

И последнее, конек ФТС, фискальная функция. В реализации этой функции, будет продолжаться популяризация мифа  о том, что ФТС обеспечивает более 50% доходной части бюджета. В очередной раз акцентирую, что платежи все же платит предприниматель. А для показательности высокой доли перечисления в казну ФТС предпочитает использовать только федеральный бюджет, а это всего лишь половина бюджета России, и, наверное, правильно оценивать долю, которую администрирует ФТС в  доходной части консолидированного бюджета, ибо предприниматель (импортер/экспортер) налоги, пошлины, платежи платит и в федеральный бюджет, и в местный, вот и долю администрируемых ФТС налогов пошлин и платежей справедливо рассматривать в консолидированном бюджете РФ. Так вот, в этом самом консолидированном бюджете доля администрируемых ФТС пошлин, налогов, платежей не превышает 25%.

Одно успокаивает, что ФТС не обещает хорошей, так сказать, легкой,  жизни.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...