Экономика

Об особенностях перемещения товаров через границы ЛНР и ДНР рассказал источник в таможне

Слухов и домыслов о том, как происходит товарообмен между Россией и территориями ЛНР и ДНР, куда больше, чем реального понимания ситуации. Пару месяцев назад мы писали, как непросто даются российскому бизнесу торгово-экономические отношения с самопровозглашёнными и не признанными РФ республиками. Источник в российской таможне согласился рассказать эксклюзивно на условиях анонимности, с какими сложностями приходится сталкиваться людям при перемещении грузов из России в Донецкую и Луганскую народные республики и оттуда.

– Как сейчас обеспечиваются потребности самопровозглашённых республик в товарах, медикаментах, технике и т.д.? Каким образом товары из России попадают на территории ДНР и ЛНР?

–  Со стороны Украины всё ещё полнейшая блокада, как экономическая, так и политическая: снабжение перекрыто, ни вода, ни лекарства, ни прочие товары оттуда не идут, всё заблокировано, даже перемещение граждан осуществляется по спецпропускам. Поэтому восполнять потребность в товарах любого наименования пытается российский бизнес.

На границе с нашей стороны огромная очередь из фур с экспортным товаром. Чай, кофе, бутилированная вода, стройматериалы, товары первой необходимости, детские подгузники, бытовая техника и так далее.  В самих республиках уже и таможня своя есть и, если я не ошибаюсь, ставки для российских товаров там нулевые. Но полноценный экспорт товаров туда пока, увы, невозможен, потому что банковская система не работает. Какие-то банки зашли в эти республики, но валютного контроля как такового пока нет, поэтому и оплату по коммерческим поставкам провести практически невозможно. Многие коммерсанты из ДНР и ЛНР нашли такой выход:  приезжают в Ростовскую область хозяева небольших ларьков, магазинчиков, затариваются за наличные деньги у нас в гипермаркетах, забивают полностью разноплановыми товарами свои газели и вывозят всё это для продажи там. То есть физическое лицо декларирует товары на экспорт, фактически вывозя их самому себе в ЛНР или ДНР. Таких деклараций очень много,  наши брокерские конторы на них уже руку набили, конвейером подают в таможню.

А вообще разными способами товары перемещают. Например, знаю случаи, когда фирмы из этих республик регистрировались в РФ в качестве нерезидента с постановкой на налоговый учёт у нас и здесь же расплачивались  с российской фирмой.  Ну и нельзя забывать про случаи, когда грузополучателем хоть и является ЛНР или ДНР, но стороной по контракту выступает оффшорная зона, Кипр, например. И это уже стандартная внешнеторговая сделка, когда деньги поступают от покупателя из-за рубежа. Но всё это в рамках действующего законодательства  и привычных схем. ЮТУ, кстати, ещё в начале года дала разъяснения: внешнеэкономические операции между физическими и юридическими лицами Российской Федерации и ЛНР и ДНР осуществляются в рамках общих таможенных правил, какие-либо особенности не предусмотрены. 

– У нас же существует ещё и импорт товаров из Донецка. Говорят, например, уголь в больших количествах везут…

–  Здесь тоже всё непросто, и люди ищут выходы, где могут.  ЛНР и ДНР заставили юрлица регистрироваться по новым правилам, полностью вставать на налоговый учёт и платить налоги в местную казну. При этом чтобы осуществить импорт в РФ, документов ДНР, например, недостаточно. Более того, для российской таможни они юридически ничего не значат. Поэтому некоторые бизнесмены, имея производство, предположим, в Донецке, выезжают на территории,  подконтрольные Украине, и регистрируют там своё предприятие по украинским законам, а оттуда уже с украинскими документами въезжают в РФ. Таким образом, для таможни это просто импорт из Украины. Это даёт и ещё один бонус.

РФ пока не признаёт сертификаты о происхождении товаров ДНР или ЛНР (хотя, насколько мне известно, их сейчас там в принципе не оформляют), зато мы признаём украинские сертификаты, которые по правилам СНГ освобождают товары от уплаты таможенной пошлины, оставляя только НДС. Схема эта, конечно, долгая и дорогая. Во-первых, по рассказам участников ВЭД, на блок-постах за выезд из Донецка на территорию Украины деньги берут, и часто немалые,  а во-вторых, добавьте к этому накладные расходы, затраты на перевозки и так далее. Я уже не говорю про стрельбу, и что груз можно попросту по дороге «потерять». 

Что же касается угля, то да, это так: через таможенные посты, которые находятся в непосредственной близости от границы, идёт очень много донецкого угля (машинами, так как железные дороги разрушены и пока не восстановлены). Кстати, вот уголь заходит сюда без сертификата о происхождении товара: Украина на этот уголь, как они считают, у них украденный, сертификат не выдаёт. И всё же, несмотря на то, что без сертификата они платят и пошлину, и НДС, ввозить уголь всё равно выгодно, потому что покупают его там за бесценок. Ну, хоть как-то надо экономику поддерживать.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы