Экономика

Параллельный импорт убьет локализацию производства в России?

В перечень товаров, рекомендованных ФАС к параллельному импорту попали парфюмерия, косметика, средства гигиены и безалкогольные напитки, о которых раньше речи не шло. И если прежде главным аргументом противников параллельного импорта был «поток контрафакта, который неминуемо хлынет в Россию», то теперь появилась новая песнь: а зачем тогда локализация и провозглашенный курс на импортозамещение? 

ФАС, ФТС, Минэкономразвития, Минпромторг и Минздрав должны были составить перечень товаров, которые они рекомендуют допустить к параллельному импорту, т.е. чтобы ввозом и распространением установленной списком продукции занимались не только официальные дистрибьюторы брендов, но и любые участники ВЭД. Собрать предложения должен первый вице-премьер Игорь Шувалов, а Евразийская экономическая комиссия до 16 июля их рассматривать.  

«Пока нельзя обсуждать список в деталях», − сказал нам советник ФАС Анатолий Семенов. Видимо, поэтому в ФТС нам отказались раскрывать, что же таможня посчитала достойным параллельного импорта товаром. Выражать какую-либо позицию по вопросу разрешения такого  импорта в ФТС «в настоящее время» не сочли возможным, равно как и в Минэкономразвития. «Списка рекомендованных товаров к параллельному импорту Минэкономразвития не составляло, поскольку сначала необходимо провести анализ соответствующих товарных рынков. Свою позицию с указанием необходимости проведения анализа по отраслям мы направили в ответственное ведомство в установленном порядке», − указали в пресс-службе Минэка. В Минздраве не смогли предоставить информацию относительно вопроса, в Минпромторге обещали ответить позднее.

В компаниях, которые локализовали свое производство в России, опасаются, что с параллельным импортом спрос на их продукцию просядет, а ведь свои предприятия здесь они размещали, имея четкое представление будущего, которое теперь меняется. Инвестиции и силы были вложены, но теперь «из-за бугра» поплывут аналоги. В компании Procter&Gamble, имеющей несколько заводов в России, на запрос ПРОВЭД не ответили. Но разговоры об ущербе, который нанесет параллельный импорт локализации Анатолий Семенов считает беспочвенными:

«Между локализацией производства и параллельным импортом нет никакой взаимосвязи. Есть взаимосвязь между локализацией и плохим предпринимательским климатом, включая высокие транзакционные издержки: если в России невыгодно выращивать бананы, то и незачем локализовать здесь то, что рентабельнее производить в Африке.

А вдобавок если государство вместо того, чтобы улучшать этот климат (например, ликвидировать взяточничество), создает еще больше издержек для производства в целом путем введения искусственных монополий для монополий – официальных дистрибьюторов, − то это логика наркомана, который вместо того чтобы вылечиться от одного наркотика переходит на другой».

Неэффективность локализовавшихся здесь предприятий Семенов подкрепляет наглядным примером: «Большая проблема в том, что наши чиновники не хотят прекратить брать взятки, а вместо этого сговариваются с корпорациями: «вы можете благодаря искусственной монополии наживаться на наших гражданах, но взамен что-нибудь для отвода глаз локализуйте». Делается это для того, чтобы хоть как-то за счет дополнительной ренты с запрета параллельного импорта покрыть убытки от неэффективного производства. Зато у нас «потемкинские деревни» стоят, которые в любой момент сворачиваются, как General Motors с Opel».

Кто виноват?
«Спасибо» можно говорить тем, кто, пользуясь своим административным положением, рассказывает Шувалову про ужасы параллельного импорта, – Виктору Христенко и Андрею Слепневу из ЕЭК, Денису Мантурову и Виктору Евтухову из Минпромторга, Алексею Лихачеву и Олегу Фомичеву из Минэка, ряду бывших судей из ВАС РФ… По отношению к вопросу параллельного импорта можно легко определить, в чьих интересах действует тот или иной чиновник − в интересах собственного государства или международных корпораций (ну и своих, разумеется)», − заключает советник ФАС.

Что делать?
Что делать, решит ЕЭК: ранее министр экономики и финансовой политики ЕЭК Тимур Сулейменов сообщал, что некоторым товарам может быть дан зеленый свет на параллельный импорт уже к 2016 году. Ясно то, что накрывший Россию кризис толкает чиновников к решениям, которые в обычное время вряд ли были бы приняты: вопрос легализации параллельного импорта обсуждался и продвигался на уровне ФАС с 2009 года, и только в мае кризисного 2015 года свое внимание на проблему обратил премьер-министр Дмитрий Медведев, призвавший «что-то решать».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы