Экономика

Испанская сказка российских фермеров

То, что в Испании существует уже 50 лет, в России только мечтают создать. Ранее мы писали о том, что наши фермеры не смогли воспользоваться шансом, который перед ними выпал благодаря продуктовым санкциям. Они не заполнили рынок отечественными овощами и фруктами, и вряд ли это сделают в ближайшие годы. Вот если бы у них была стопроцентная гарантия сбыта, все сложилось бы иначе - позитивно, как у испанцев.

В России частные подсобные хозяйства, мелкие фермеры, крупные семейные фермы, кооперации и так далее не могут пробиться в сетевые магазины, которые являются основным покупательским очагом, по многим причинам. Основные из них – приличные «входные» платы в сети и сезонность фермерского производства. В Испании решили эту проблему, как, впрочем, и вопрос продовольственной безопасности страны в целом, создав специализированные продуктовые центры.

Представитель из Испании, прибывший на продовольственный форум в Великом Новгороде, произвел настоящий фурор. Он выступил с одной и той же презентацией два раза, во время его выступлений в залах была тишина: все слушали и не могли поверить, неужели такое бывает? Просто сказка, о которой мечтает каждый фермер нашей страны.

Prod Forum 1

Все под одной крышей

Продовольственные центры Испании Mercasa – это государственные компании: 49% акций принадлежат Министерству сельского хозяйства и 51% - Министерству финансов. Тем не менее, само государство в работу центров не вмешивается: все вопросы по стратегическому планированию и ценовой политике решает управляющая компания.

- Первый продовольственный центр появился в 1966 году, когда рынок сельского хозяйства Испании был недоразвит. Суть центра заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойную поставку качественного и недорого продовольствия для населения: для этих целей государство инвестировало в инфраструктуру для фермеров и оптовиков, - сообщил главный специалист по международному сотрудничеству Mercasa Антонио Сарториус.

Сейчас в Испании 23 таких центра: они есть в каждом крупном городе страны,

Prod Forum 5

Инфраструктура центров

Пользу от продовольственных центров получают все сельхозпроизводители – и крупные, и совсем маленькие. Для удобства территории разделены на два сектора: первый сектор - для крупных оптовиков, которые заключают долгосрочные контракты с центром и имеют постоянные торговые места, второй сектор - для фермеров, которые приезжают только в дни урожая, продают свою продукцию и освобождают места.

В центрах четыре пищевых отдела - это овощи и фрукты, мясная, молочная и рыбная продукция. Здесь можно не только продавать свежие продукты, но и обрабатывать их: для этого выделены специальные зоны. К примеру, здесь могут помыть, почистить, нарезать и подготовить для транспортировки в магазины привезенный фермерами картофель. Согласно испанским законам, любая продукция должна быть в упаковке – будь то пластиковый пакет или ящик - для этих целей также есть отельная зона. Помимо этого, есть зоны международной сертификации и лабораторных исследований, зоны для хранения, в том числе и морозильные камеры. На территории центров также располагаются транспортные компании, которые оказывают услуги арендаторам, таможня, зона свободной торговли, консультационные и образовательные центры, банки и так далее.

В среднем площадь центра составляет около 50 гектаров - на город с населением в полтора миллиона человек, однако есть и более крупные объекты: площадь продуктового центра в Мадриде - 160 гектаров.

Сокращение лишних издержек

Благодаря инфраструктуре центров производители минимизируют свои издержки. К примеру, фермеры для того, чтобы сэкономить, пользуются торговыми площадками и услугами продовольственных центров сообща - совместно арендуют площадки, камеры хранения и так далее.

Поскольку фермеров в Испании очень много (около 800 тысяч, а до входа в Евросоюз было еще больше – 2,4 миллиона), все они не могут физически присутствовать в этих центрах. Да и не нужно: ритейлерам удобнее общаться с несколькими представителями, чем с сотней разрозненных производителей того или иного продукта. Чтобы оптимизировать процесс, подсобные хозяйства, фермерства и прочие мелкие производители объединяются в кооперативы, союзы и так далее, и именно эти объединения реализуют товар в центрах.

Более того, благодаря большому количеству зон хранения и холодильных камер удалось значительно снизить продовольственные потери. В некоторых странах от 30% до 40% продовольствия портится, не дойдя до покупателя: в Испании эти потери сейчас составляют всего 1-2%. Эти цифры говорят сами за себя.

Prod Forum 2

Довольные фермеры и низкие цены

По словам Антонио Сарториуса, продовольственные центры уже принесли главный результат - они усилили конкурентоспособность испанских аграриев.

- Мы перешли от недоразвитого сельскохозяйственного сектора к лидирующим позициям на рынке продовольствия, - отметил он.

Сейчас страна производит 20 миллионов тонн овощей и фруктов в год: половина продукции идет на экспорт, а половину потребляют испанцы, при этом 6 миллионов тонн продуктов проходят через Mercasa. Благодаря продовольственным центрам Испании удалось создать конкурентоспособную цепь поставок, при которых и фермеры получают достойную оплату за свой товар, и конечная цена продукта остается на достаточно низком уровне.

- В центрах также существует информационная система, которая позволяет отследить все этапы формирования цепочки добавленной стоимости, для того, чтобы государство получало точную информацию. Раньше многие производители жаловались, что ничего не получали за свою продукцию, хотя в итоге на рынке она стоила очень дорого: государство сбалансировало эту разницу, - сказал испанский представитель, отметив, что в Испании очень дешевые продукты по сравнению с другими европейскими странами.

Prod Forum 3

Сто к одному

Первый вопрос, который задали российские участники форума испанскому коллеге, - а каковы арендные ставки в этих центрах? Ведь наверняка же где-то есть подвох… Средняя арендная ставка торговых площадей, к примеру, в Мадриде и Барселоне составляет 10 евро за квадратный метр в месяц. В эту стоимость входит использование всей инфраструктуры, расположенной в данной торговой зоне, а также дополнительные услуги в виде уборки и обеспечения безопасности. Пользование зонами переработки производителям обходится в 7-8 евро за квадратный метр. При этом многие компании, которые занимаются дополнительными услугами, сами построили себе необходимую инфраструктуру и теперь оплачивают только землю – 1-2 доллара за квадратный метр в месяц. Также существует входная плата: транспортные средства при въезде на территорию делают разовый взнос, либо предъявляют членскую карту.

И что самое интересное – общие затраты компаний на все это составляют менее 1% от общего их оборота.

Prod Forum 4

Дураки и дороги

Стоит отметить, на начальном этапе в инфраструктуру таких центров нужно вкладывать большие инвестиции, при этом вернутся деньги не скоро – в среднесрочной, либо долгосрочной перспективе. Однако результат стоит того.

Испания уже давно вернула вложенные инвестиции, также доходы покрыли амортизацию центров. Сейчас продовольственные центры зарабатывают около 3-4 миллионов евро в год, часть из этих денег уходит на муниципальные нужны, а часть – в госбюджет. Общий оборот компаний, которые присутствуют в центрах, составляет 12 миллиардов евро: естественно, все эти компании платят налоги. Таким образом, государство получает двойную выгоду: с одной стороны, стимулирует отечественный бизнес, в том числе и малый и средний, с другой стороны, пополняет казну.

Стоит отметить, разговоры о создании подобных продовольственных центров в России ведутся уже давно, но ясности в этом вопросе до сих пор нет. По словам Антонио Сарториуса, одно из главных условий эффективного функционирования таких объектов – грамотное управление: учитывая уровень коррупции в нашей стране, подобный центр в России может быть очередным крупным проектом по отмыванию денег. Тем не менее, надежда еще есть, - по крайней мере, у фермеров.

 

Какие овощи мы будем есть в 2015 году?

Отечественных фермеров не пускают в сети

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы