Экономика

Таможенное администрирование: бизнес не в курсе, что всё прекрасно

C июля 2012 года по январь 2015 года из 59 мероприятий, включённых в дорожную карту (ДК) «Совершенствование таможенного администрирования» признаны исполненными 39 мероприятий, не исполненными – 6, а 14 мероприятий всё ещё находятся в процессе исполнения. Об этом в рамках конференции «Таможня 2015: Диалог власти и бизнеса», организованной «The Moscow Times» в Москве, рассказал руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по дорожной карте (АСИ) «Совершенствование таможенного администрирования» Виталий Сурвилло. Главным тезисом этого выступления стало то, что вопрос о самом  существовании дорожной карты сейчас висит в воздухе.

«Надо понимать, что мы все живём в определённом государстве, где очень многое решается административными методами и указаниями сверху», - обратил внимание Виталий Сурвилло, пояснив, что изначально исполнить ДК планировалось до 2018 года, но потом, идя навстречу предложениям бизнеса, президент страны пододвинул срок на конец 2016 года, а затем было принято решение всё сделать за 2015 год. В том числе, было дано задание принять до конца 2014 года все те нормативные акты, необходимость принятия которых вытекает из самой ДК. Стоит отметить, что именно поэтому конец прошлого года превратился, как говорят эксперты, в гонку, целью которой было как можно быстрее принять тот или иной закон, который потом позволил бы выполнить мероприятия ДК.

Естественно, это не могло не сказаться на качестве этих нормативных актов, но кого сейчас заботят вопросы качества… По мнению Виталия Сурвилло, такие сроки изначально утопические: целый ряд пунктов, а в первую очередь, разделение во времени и пространстве выпуска и расчёта таможенных платежей, выполнить в течение года просто невозможно. Тем не менее, в целом эксперты отмечают, что таможенное администрирование серьёзно изменилось за последние 3 года, и изменилось в лучшую сторону. Среди достоинств и положительных эффектов от работы ДК называются и внедрение категорирования участников ВЭД, и отраслевое категорирование, и развитие института уполномоченного экономического оператора, и, конечно же, смягчение КоАП РФ в части ответственности за таможенные правонарушения: В своё время ФТС, как отметил Виталий Сурвилло, долго сопротивлялась, но сейчас какие-то шаги сделаны, и есть шансы это движение вперёд продолжить.

В связи с оценкой работы ДК прозвучали и тезисы об изменённой методологии рейтинга Всемирного банка Doing Business, так как изначально ДК задумывалась как инструмент, который позволит существенно улучшить позиции России в рейтинге. Как мы знаем, пока рейтинг России не слишком обнадёживает, особенно в части критерия «Международная торговля», но, по мнению Виталия Сурвилло, уже в этом году позиция России может резко улучшиться, потому что изменился процесс оценки. «Возможно, показатели будут настолько хороши, что ДК действительно уже будет никому не нужна», - не без иронии заметил он.

Тем не менее, большая часть анализа эффективности карты была посвящена не столько обзору успехов, сколько неудачам, связанным с неисполнением мероприятий в её рамках.

Так, рабочая группа АСИ считает невыполненным пункт об использовании предварительной информации в рамках СУР, причём невыполненным как со стороны ФТС, так и других контролирующих органов. Аналогичная история и с пунктом ДК, касающимся удалённого выпуска. Несмотря на то, что ФТС по-прежнему рапортует о наличии возможности у любого участника ВЭД в любом таможенном органе осуществить выпуск товара, практики и эксперты знают, что это не так.

«Существует понятие «связок», которые запрещают груз, прибывший, например, в Балтийскую таможню, растаможить где-либо, кроме указанных ФТС пунктов», - пояснил Виталий Сурвилло, добавив, что ФТС каждый раз на совещаниях «объясняет» необходимость таких ограничений недобросовестностью бизнеса. О том, настолько отвратительным ФТС считает бизнес, можно судить по последней истории с ЦЭДами, о которой ранее рассказывал ПРОВЭД.

Среди крайне сложных пунктов карты – 48-й, касающийся предложения переноса сроков уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Как ни старался бизнес совершить революцию в этом вопросе, ФТС составила доклад в Правительство о нецелесообразности и неправильности подобного подхода, несущего в себе большие риски для государства. Увы, данную позицию ФТС поддержало и Минэкономразвития.

По-разному оценивают бизнес и таможня исполнение смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров: вопреки заверениям таможни, что в этом плане всё сделано, участники ВЭД наблюдают совсем обратное.

Ка выразился Виталия Сурвилло, самая болезненная точка ДК – это всё, что связано с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): «Несмотря на все победные возгласы, что карты прекрасно работают между всеми ведомствами, на самом деле реально машина не работает. Таможенники иногда даже признают это, но на совещаниях, как правило, говорят, что бизнес даже не знает, как это прекрасно работает».

Также один из краеугольных камней было названо такое мероприятие ДК, как разработка плана по улучшению ситуации в морских портах. Этот вопрос Виталий Сурвилло назвал комплексным, одним из самых сложных на сегодняшний день, отметив, что, к сожалению, план принят, но улучшений особых нет, в морских портах мало что улучшается, несмотря на то, что все и всё время муссируют эту тему. В связи с этим руководитель рабочей группы АСИ обозначил проблему мониторинга ситуации в портах и призвал всех участников ВЭД,  работающих в данной сфере и знакомых с ситуацией не понаслышке, присылать в АСИ информацию о реальном положении дел.

И всё же, несмотря на громадную работу, которая уже проведена, на то, что карта достаточно неплохо зарекомендовала себя как эффективная площадка общения бизнеса и власти, сжатие сроков до минимальных вряд ли приведёт к положительному эффекту: «Получается, что сейчас мы стоим перед дилеммой: либо мы закрываем ДК в конце этого года и тогда всё остальное не выполняется, либо как-то оно будет выполняться, но может быть не в рамках ДК», - резюмировал Виталий Сурвилло. Таким образом, желая ускорить и улучшить положение предпринимателей, был поставлен под удар целый ряд довольно важных мероприятий. Как говорится, «благими намерениями»… Увы, в случае закрытия ДК неизвестно, найдёт ли бизнес иные эффективные площадки и рычаги воздействия, которые позволят поменять подходы к тому или иному вопросу таможенного администрирования.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы