Свое мнение

ФТС и ВТО, кто кого?

ФТС и ВТО - кто кого?Россия официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) 22 августа 2012 года. Именно в этот день вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ. Четыре месяца Россия живет в условиях ВОТ, что-то уже в рамках взятых обязательств должна была Российская Федерация выполнить, что-то еще предстоит сделать.Рассмотрим несколько моментов условий ВТО для внешнеэкономической деятельности, а точнее взаимоотношений таможни и бизнеса.

 

 

Информационный экскурс.

Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.

Неотъемлемой частью Марракешского соглашения являются:

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ;
  • Генеральное соглашение по торговле и услугам ГАТС;
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; 
  • Соглашение по сельскому хозяйству;
  • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение по текстилю и предметам одежды;
  • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • Соглашение о досмотре грузов перед отправкой;
  • Соглашение о правилах происхождения товаров;
  • Соглашение о процедурах лицензирования импорта;
  • Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах и другие

(см. Приложения к Марракешскому соглашениюhttp://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13).

Порядок  формирования позитивных и оптимистических ожиданий от ВТО, или подготовка к возможным рискам не наша задача, для этого существуют специальные государственные институты. Россия ратифицировала соглашение, плохо это или хорошо, покажет время, нам же сейчас с этим надо жить и надо понимать, как с этим жить.

Ратифицировали, обязательства взяли, процесс пошел. Для того, чтобы понимать чего ожидать, каких перемен, для начала очень хочется понять, а все ли чиновники исполнители услышали президента, до всех ли дошел смысл самой идеи ВТО и ответственности за взятые при этом Россией обязательства.

Справка: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (см. ст. 15 Конституции РФ).

По своей значительности вступление России в ВТО и, в частности, ратификация нормативных актов, связанных со вступлением в ВТО, имеет огромное историческое значение. Историю оценят потомки, современнику же реализовывать то, что предстоит оценивать.

Вступление в ВТО – это не только признание России в мировом сообществе, открывающиеся широкие возможности по выходу российских товаров на международный рынок, но и определённые обязательства. Причём нарушение данных обязательств повлечёт для России весьма неблагоприятные последствия, в том числе и уплату больших штрафных санкций.

Суть этих обязательств в следующем:

1) РФ не может предоставлять каким-либо торговым партнёрам преимущественный доступ на свой внутренний рынок.

2) Ввозимые в РФ импортные товары не должны дискриминироваться по сравнению с такими же товарами российского производства.

Данные принципы распространяются также на торговлю услугами, на защиту интеллектуальной собственности.

Основные обязательства России при вступлении в ВТО:

1. Запрет на оказание мер господдержки производства и экспорта продукции сверх согласованных в ходе переговоров о вступлении.

2. Для членов ВТО установлены жёсткие правила использования средств внешнеторговой политики, применяемых обычно для защиты внутреннего рынка, национальной экономики (см. ст. XI ГАТТ 1994 года). В связи с этим законодателю РФ предстоит привести в соответствие нормативные акты, регулирующие вопросы использования таких методов регулирования внешней торговли как антидемпинговые и компенсационные меры, количественные ограничения, запрет импорта и экспорта, фитосанитарные и ветеринарные нормы, лицензирование.

3. В сфере услуг Россия взяла на себя обязательства более чем по 50 отраслям экономики(банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг; услуги по страхованию; телекоммуникационные услуги; образовательные услуги; туристические услуги; услуги информационных агентств; услуги по расследованиям и обеспечению безопасности; услуги в области архитектуры, градостроительного и ландшафтного проектирования; строительные услуги; услуги, связанные с различными видами перевозок, услуги в области рекламы; услуги по оптовой торговле и по розничной торговле, за исключением распространения фармацевтических и медицинских товаров; медицинские и стоматологические услуги; услуги печати и издательские услуги и другие).По общему требованию ВТО, для всех лиц (в том числе и иностранных), осуществляющих деятельность в сфере услуг, должны быть предоставлены одинаковые условия (национальный режим).

  1. Снижение таможенных тарифов при импорте.

Вот это обязательство и рассмотрим более подробно

В рамках присоединения к ВТО Россия согласилась на ограничение импортных пошлин по более чем 700 (!) товарным позициям. По итогам переходного периода РФ взяла обязательство снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8 % с 10 % в 2011 году.

Начальная математика:

 

ЕТТ: среднеарифметическаяставка

Обязательства в ВТО:

Среднеарифметическая  ставка

Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

11,367

12,877

9,249

Сельскохозяйственные товары

18,584

18,183

14,624

Промышленные товары

9,072

11,223

7,573

Или расчеты средневзвешенных ставок[1], что более точно и удобно.

 

ЕТТ: средневзвешенная ставка

Обязательства в ВТО:

Средневзвешенная ставка

Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

10,293

11,850

7,147

Сельскохозяйственные товары

15,634

15,178

11,275

Промышленные товары

9,387

11,256

6,410

Надо отметить, тут предусмотрено постепенное снижение ввозных тарифов: так, например, для юридических лиц пошлина на ввоз легковых автомобилей до вступления в ВТО составляла 30 %, после вступления в ВТО пошлина должна постепенно снижаться и через 7 лет достигнуть уровня 15 %.

Вот только некоторые виды ввозимых товаров, на которые «ощутимо» снижаются ввозные тарифы: грузовые автомобили, техника и электроника, мобильные телефоны, древесина, ткани, одежда, цветы, лекарства, молочные продукты, овощи, фрукты, чай, кофе, вино, свинина и другие (см. Протокол от 16.12.2011г.).

Динамика импорта и экспорта Российской Федерации (млрд.долл.США)[2]

Динамка импорта РФ

 

[1]Расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из Дальнего зарубежья в 2008-2010 г.г.

[2] По данным таможенной статистики

То есть, по итогам 2011 года можно констатировать, что Россия устойчиво восстановила  экспорт и импорт на уровне 2008 года и даже с некоторым  превышением в 10-12%. Что даст 2012 год, покажут итоги года, пока особого оптимизма на существенный рост нет, по итогам 9 месяцев 2012 года прирост по экспорту 3,4% и по импорту 3,4%. И это данные в денежном выражении, а в физическом выражении эти данные совсем уж не такие радужные.

Доля импорта в РФ

Что же за эти годы происходило со средневзвешенной ставкой ввозной таможенной пошлины?

 Динамика средневзвешенной ставки

В 2014 году – 6,93%, а в 2015 – 5,94, то есть к 2015 году средневзвешенная ставка будет составлять 5,94%, на 3,74% ниже текущей. И если перевести в доходы бюджета, то на уровне данных 2011 года, в денежном выражении сумма составляет 25,9 млрд.руб. Снижение ввозных таможенных пошлин в 2012 и 2013 г.г. в связи со вступлением в ВТО приведет к заметному сокращению доходов казны. В частности, из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013г. снизятся на 187,8 млрд. руб., в 2014г. - на 256,8 млрд. руб., в 2015г. - на 365,9 млрд. руб. Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на экспортные товары сократит доходы федерального бюджета в 2013г. на 21,8 млрд. руб., в 2014г. - на 33,5 млрд. руб., в 2015г. - 47,3 млрд. руб. Свой вклад в сокращение доходы федерального бюджета внесет и снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров. В 2015г. потери составят 9,3 млрд. руб., в 2014г. - 10 млрд. руб., в 2015г. - 10,9 млрд. руб.

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен товаров и услуг

 

Ну и самое интересное: Доходы федерального бюджета (млрд.руб)

 

2008

2009

2010

2011

Поступило в бюджет

9275,9

7337,8

8305,4

11352,18

Поступило таможенных пошлин

3484,9

2509,4

3094,8

4403,2

В том числе от вывозных таможенных пошлин

2859,3

(31% доходов бюджета)

2042,2

(28% доходов бюджета)

2508,1

(30% доходов бюджета)

3710,3

(33% доходов бюджета)

В том числе от ввозных таможенных пошлин

625,6

(6,7% доходов бюджета)

467,2

(6,3% доходов бюджета)

586,7

(7% доходов бюджета)

692,9

(6% доходов бюджета)

Раз таможенное администрирование в части контроля таможенной стоимости, ограничено только импортом, то есть, всего - 6% доходной части бюджета, а экспортная составляющая в пять раз больше и оставляет 33% доходов бюджета, где стоимость практически, не администрируется, то может быть стоит рассмотреть, для облегчения жизни ФТС и ускорения процесса совершенствования таможенного администрирования, экспорт вывести в отдельное ведомство или службу, что-то, например, «Экспортная служба России», или «Бюро по экспорту», тут как фантазия подскажет. Господин Президент, выведите, пожалуйста, из под ФТС экспорт, дайте развернуться ФТС в реформах, в процессах внедрения новых технологий, и в целом развития администрирования таможенного как такового.

Доход бюджета от ввозных пошлин

Теперь,  если попробовать все это совместить в один график, исключительно для наглядности, то получается, довольно таки забавная картина.

ФТС и ВТО -кто кого?

 

Вот теперь попробуйте сами ответить на этот «таможенный феномен», как при снижающихся индексах потребительских цен, снижающейся средневзвешенной ставки импортной пошлины, при сохраняющейся доле импорта на рынке в пределах 40%, доходная часть бюджета (ввозная пошлина), ту, что администрирует таможенная служба, по темпам роста опережает рост импорта, и даже в денежном выражении?

Послесловие.

На заседании круглого стола 19 декабря 2012года, организованного  газетой «Ведомости» и Клубом  лидеров  «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам» министр экономического развития Белоусов Андрей Рэмович, заявил: "Мы подходили к дорожной карте по таможенному администрированию, честно скажу, как к самой проблемной. Потому что у нас таможенная служба очень большая система, очень инерционная, достаточно консервативная и самое главное, есть действительно реальные противоречия". По его словам, с одной стороны таможенная служба находится под гнетом необходимости постоянного увеличения таможенных поступлений в федеральный бюджет и этой задачи с нее никто не снимал, а с другой стороны - оказывает услуги бизнесу и предпринимательскому сообществу, и от ее действий в значительной мере зависит состояние предпринимательского климата.

"Я не согласен с посылом, который был высказан, что с таможни никто не снимает задачи по сбору бюджетных доходов. Я считаю, что такой задачи у таможни нет. И такой задачи перед таможней никто не ставил, она ни в одном нормативном акте не поставлена",  - парировал Дворкович Аркадий Владимирович.

Он пояснил, что у руководителя таможенной службы есть ощущение, что передним поставлена такая задача, и Дворкович с ним на эту тему не раз спорил.

"Когда я спрашиваю у министерства финансов, у своих коллег в правительстве: вы ставили такую задачу перед таможней? - нет, не ставили. Планы есть по сбору доходов? - планов нет. Пока будет ощущение, что будет этот план, никакие изменения не произойдут. Если таможня будет следить за исполнением законодательства, то, что и вменено таможне, то это и приведет к выполнению любых прогнозов, которые есть в бюджете, никаких сомнений у меня в этом нет. А если переворачивать картину и ставить прогноз и пресловутые в кавычках планы во главу угла, то это не приведет к исполнению законодательства", - заключил  Аркадий Дворкович.

Так, и не понятно, если план есть, все таможенное администрирование подчиненно одной исключительно цели – любой ценной принудить участника ВЭД к перечислению комфортной для таможни суммы платежей в казну, тогда зачем все эти потуги с Дорожными картами? А если нет такой задачи, по выполнению плана любой ценой, тогда почему ФТС так вяло совершенствует таможенное администрирование?

Для информации:

Определённые изменения в законодательстве РФ уже произошли.

22 августа 2012 года вступили в силу:

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, ратифицированный Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ. Согласно этому Договору, со дня присоединения России, Белоруссии или Казахстана (далее – Стороны) к ВТО положения Марракешского Соглашения становятся частью правовой системы Таможенного союза (ТС). Стороны принимают меры по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. С момента присоединения Стороны к ВТО ставки ЕТТ ТС не могут превышать ставок импортного тарифа, предусмотренных Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (см. Приложение I к Протоколу). Предусмотрены исключения из этого правила.

Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 № 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза». Проекты решений Комиссии ТС доводятся до сведения заинтересованных лиц путём опубликования на официальном Интернет-сайте Комиссии ТС.

23 августа 2012 годавступил в силу:

Новый Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС)(см.  Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54  «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС и ЕТТ ТС»). В связи с тем, что Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, для них предусмотрены изъятия (так, на отдельные товары в этих странах сохраняются ранее действовавшие ставки ввозных пошлин, например, на автомобили). Ставки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55.

22 августа 2012 г. вступило в силу

Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756  «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государствучастников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного союза, приведены в соответствие с обязательствами России после её присоединения к ВТО.

С даты присоединения России к ВТО значительно снижается ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара (пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 595).

22 августа 2012 вступили в силу:

Соответствующие пункты решений Комиссии ТС от 18.10.2011 (№ 830   «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»  и 834   «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Решения Комиссии Таможенного союзаот 23.09.2011 № 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включённых в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)», а также от 18.10.2011  № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска».

Решение Комиссии ТС от 22.06.2011 № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»  (касается применения ветеринарных, фитосанитарных и санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований).

Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 № 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другимлицам и договоров о распоряжении этими правами» (выравниваются размеры патентных пошлин (ранее нерезиденты уплачивали пошлины в большем размере, чем резиденты).

В связи со вступлением РФ в ВТО Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010 ограничивается в действии, теперь применяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО (внутренняя поддержка сельского хозяйства государством будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая будет поэтапно уменьшаться). Кроме того, теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с принципами ВТО положения статьи 7 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

К правоотношениям, возникшим на следующий день после вступления в силу Протокола, применяется  часть 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Устанавливается правило о сроке защиты информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов. Запрещается обращение на территории РФ лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением данного правила.

16 сентября 2012 года вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствамичленами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положение о применении ограничений (утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134«О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»). Обратите внимание: выданные до вступления в силу данного Решения уполномоченными государственными органами государств – членов ТС разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров являются действительными до окончания срока их действия.

Вступление России в ВТО отразилось и на отношениях РФ со странами СНГ. Так, 20 сентября 2012 года вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, подписанный в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Договор направлен на создание условий для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ, а также благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм ВТО. Предусмотрены правила разрешения споров. Отменяются импортные пошлины. Устанавливаются обязательства сторон, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также чёткие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. Договор подписали восемь стран: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Киргизия.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...