Таможня

Умереть, но план выполнить

 

Балтийская таможня по-стахановски зарабатывает деньги для бюджета...А при чем тут закон?

 СЗТУ и Балтийская таможня, в частности, в декабре 2012 по-стахановски "зарабатывают"  деньги для бюджета. "Победителей не судят", - говорили древние  римляне. Это если  все будет хорошо с выполнением плана.... Можно будет ФТС на некоторые шероховатости в отношениях с бизнесом   в зоне ответственности Балтийской таможни  и прижмуриться.  А вдруг не получится?

 

 

«…Товарищъ!...

Товарищъ!

Сердце в кулак!

Нервы в узду!

В работу врубайся с маху!

Выполнил план –

посылай всех ...»

(В.Маяковский 1919г.)

Посыл властей

«..... Некоторые вещи остались несогласованными. Скажем, по направлению совершенствования работы Таможенной службы - сама Таможенная служба возражала против предложений АСИ и экспертов, чтобы переходить к новой системе оплаты за таможенные услуги, скажем по импорту, чтобы добиться того, чтобы товары выпускались таможней гораздо раньше, чем это сегодня имеет место быть. А предприниматели предложили перейти к таким процедурам, которые во многих странах уже достаточно эффективно используются. Скажем, к так называемым револьверным гарантиям первоклассных российских банков. У наших фискальных органов, у таможни есть опасения, что это задержит поступление денег в бюджет, в казначейство. Сегодня товары выпускаются только после того, как деньги зачисляются на счёт казначейства, но в этом смысле, вы знаете, я скорее соглашусь с предпринимателями. Нужно аккуратнее делать это, нужно, чтобы процедура, обеспечивающая интересы государства, фискальные интересы, была отработана до мельчайших деталей, но нужно сделать так, чтобы эти процедуры были приемлемыми для бизнеса и благотворно отражались на деятельности всей экономики…» (Президент России В.В.Путин, выступая на Наблюдательном совете АСИ).

«…Наша таможенная структура, несмотря на то, что мы ее пытаемся менять лет десять, все равно остается крайне формальной, весьма затратной, бюрократической и, к сожалению, очень коррумпированной. И даже пересаживание людей в разные кресла не приносит должного эффекта…». (Премьер-министр Д.Медведев, выступая на выставке «Иннопром-2012″ в Екатеринбурге).

Ожидания бизнеса

Две цитаты из огромного количества выступлений руководства страны о таможне. И каждый раз после таких выступлений бизнес ВЭД закатывает глаза в радостном ожидании предстоящих перемен в таможне. В своих ожиданиях  бизнес практически впадает  в транс. И виделась бизнесу в такие моменты  новая, такая необычная, модерновая и современная таможня. Таможенники, все как один, жизнерадостные, улыбающиеся и приветливые. Постоянно предлагают свою помощь  импортерам и экспортерам по всем вопросам: по определению кода, правильности заполнения документов, правильности и быстроты прохождения таможенных формальностей... При входе на таможню встречают предпринимателей хлебом и солью, хотя это, может,  и лишнее, но приятный момент. Бизнес не «кошмарят», более того, отслеживают и мгновенно пресекают любое проявление незаконных действий, про коррупцию никто уже и не вспоминает, как давно ликвидированную…

Но  так и остаются мечты мечтами, потому что  таможня  возвращает всех в реальность бытия, в жестокую и несправедливую.

Реальности бытия.

Посыл властей  об улучшении инвестиционного и предпринимательского климата, об улучшении таможенного администрирования и просто об улучшении жизни, так пока и завис немым укором над предпринимательским сообществом, над таможней, словно шарик воздушный, ни вперед и ни назад, просто завис  и чего-то ждет. Бизнес посыл властей услышал, сделал шаг вперед, предложил свой вариант, пока, кстати, единственный, вариант улучшения таможенного администрирования. А таможня? А таможня, собственно, пока решила, видимо, подождать, а вдруг само все успокоится, наладится и менять ничего не придется, ведь не раз такое уже бывало.

Закон «всё или ничего»

Интересная ситуация складывается с таможенными сборами за таможенные операции. На первый взгляд, ставка сборов не такая уж огромная, от 500 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно, до 30 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10000 тыс. рублей 1 копейку и более (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863). То есть, при подаче таможенной декларации в таможенный орган, декларант обязан обеспечить оплату таможенных сборов. Зарегистрировал таможенный орган ДТ, таможенные сборы за таможенные операции списал, выпустил таможенный орган ДТ, все понятно, а если отказал в выпуске или аннулировал ДТ, то декларант в принципе про таможенные сборы за таможенные операции может забыть. В теории, конечно, можно попробовать вернуть сборы в судебном порядке, но не все так просто. Средняя ставка таможенных сборов за таможенные операции 2 – 5 тысяч рублей. За 500 рублей, конечно, не совсем логично идти в суд. Но это если 500 рублей,... А  если  это тридцать тысяч рублей, уже смысл и появляется. Да и для того, чтобы  попробовать взыскать таможенные сборы за таможенные операции по аннулированным и отказным ДТ, надо сначала доказать, что отказ в выпуске или аннулирование ДТ произведены таможенным органом незаконно. Вполне возможно, что именно по этой причине(не спорить же за 500 рублей!), Балтийская таможня так активно использует аннулирование деклараций. Ни ФТС, ни Балтийская таможня, ни СЗТУ не публикуют количество аннулированных деклараций и деклараций, по которым отказано в выпуске, поэтому оценить финансовый «эффект» от такого администрирования сложно, можно только предположить, и  опять же спросить у ФТС, а может ФТС поделится информацией. Пока же получается, что если на Балтийской таможне в месяц аннулировано или отказано, например 100 ДТ, со средней ставкой по таможенными сборами за таможенные операции в 5 000 рублей, то Балтийская таможня записала на свой счет не много, не мало - от 500 тысяч рублей. А  если 200 ДТ аннулировано, или еще больше? Вот так просто ничего и не делая, просто "за так"...

Таможенная статистика - наука сложная. Так вот, очень интересно знать,  эти качели с бесконечным выставлением требований, отменяемых судами и незаконное удержание достаточно большой суммы аванса, в каком разделе «подвигов» и достижений Балтийской таможни учитываются? И каким образом эти виртуальные денежные средства используются бюджетом? Может, в ФТС смогут рассказать, что и как?

Никто не ставит под сомнение важность и необходимость уплаты импортерами и экспортерами таможенных пошлин и налогов, а также важность  и необходимость контроля правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления. Но нельзя, прикрываясь исполнением планового задания, цинично дискредитировать таможенное администрирование и не просто тормозить, а плотно блокировать любые попытки руководства страны запустить модернизацию экономики.

Безграничное ограничение транзита.

Про «эффективное» администрирование транзита на Балтийской таможне сейчас пишут и говорят даже ленивые. Правда, удивляет не отсутствие реакции ФТС и надзорного органа – прокуратуры, а отсутствие новизны и фантазии у руководства Балтийской таможни. Было уже это в прошлом году (Распоряжение начальника Балтийской таможни №42-р), пережил бизнес ВЭД это неординарное действо. Поэтому ограничение транзита в ноябре 2012 года бизнес воспринял спокойно и сначала кинулся искать пути объезда Балтийской таможни, по ходу поиска возмущаясь незаконными действиями руководства Балтийской таможни. Есть опасения, что,  если осенью 2013 года на Балтийской таможне не будет «транзитного шоу», бизнес может впасть в депрессию, привыкли как-то уже к такой агрессивной среде.

Есть также серьезные опасения, что Балтийская таможня нацелилась на полную автономию и независимость и, может даже, на  выход из состава России... Других вариантов объяснения происходящего с оформлением транзита на Балтийской таможне просто нет, даже фантастических.

По слухам,  Балтийская таможня не выполняет годовой план. И это плохо. Плохо для бюджета, потому как бюджет рассчитывает на эти средства.

Удивительно, но официально руководство СЗТУ и Балтийской таможни  бодро рапортуют о значительных успехах и, как правило, называют только увеличение сумм перечисленных участниками ВЭД таможенных платежей и даже рост количества оформленных деклараций, но при этом стеснительно умалчивают о снижении товарооборота...  О необъяснимом снижении товарооборота через морской порт Санкт-Петербурга в  зоне деятельности Балтийской таможни, который выглядит особенно  необъяснимо на фоне роста товарооборота  портов Балтии и Финляндии.

Ну, не выполняет Балтийская таможня годовой план, не выполняет план и СЗТУ, в котором доля Балтийской таможни на уровне 60%, и что? В чем вина участника ВЭД, которому просто не повезло в том, что его транспортный путь лежит через морской порт Санкт-Петербурга, а склады и офис в Москве, он то в чем виноват, что его не просто «раздевают», а банально экономически «уничтожают»?

Почему гарантийные сертификаты  Балтийская таможня  оформляет по 7 – 10 дней? В  какой статье таможенного кодекса Балтийской таможни или конституции СЗТУ есть такие правила? Потому как  ни в Таможенном кодексе ТС,  ни в ФЗ-311 таких норм и сроков нет. Или, может быть,  уплаченные таможенные платежи при оформлении товаров, например, в Московской областной таможне (МОТ), не попадут в российскую казну, или при уплате в той же МОТ  зачисление средств в казну идет с дисконтом, или, может, МОТ работает  не на Российской государство, а на Гондурас? Ну, тогда объясните участникам ВЭД, найдите время, уважаемый начальник Балтийской таможни, зачем, ради чего устраивается ежегодное декабрьское «транзитное шоу» с оформлением транзита на Балтийской таможне?

Еще одно новшество администрирования, внедренное начальником Балтийской таможни при оформлении транзита – оформление гарантийного сертификата не по инвойсовой стоимости, а по ИТС (индекс таможенной стоимости), который устанавливает ОКТС Балтийской таможни. При чем тут ИТС при оформлении гарантийных сертификатов и почему тогда не ввели обязанность замерять уровень воды в Неве? Может быть, мы просто не знаем, и транзит через Балтийскую таможню захлестнула волна «недовозов» и каждый второй контейнер, следующий транзитом в тот же МОТ, просто не доезжает? Это, видимо,  секретные данные – Балтийская таможня ими не делится, а просто, ссылаясь на ИТС, оформляет на 10-й день гарантийные сертификаты не по инвойсовой стоимости, а в 200 – 240 раз выше инвойсовой.

И все же очень хочется понять, с чем связано ежегодное декабрьское транзитное обострение.

Выполнение плана Балтийской таможней? То есть служебные амбиции чиновника  превыше интересов торговли, развития экономики? То есть,  в  личных интересах  – в ожидании благодарностей руководства можно глумиться над сотнями участников ВЭД, причиняя им миллионные убытки?  А оно и правильно, завтра – послезавтра, глядишь,  уволят,  а кто из тысяч участников ВЭД, прошедших за годы руководства через Балтийскую таможню, будет помнить через неделю или месяц?  А грамота или даже медаль, она на всю жизнь.

Вывод напрашивается исторический: если все таможенное администрирование подчиненно только одному – выполнению плана, (не путать с перечислением импортерами и экспортерами платежей и налогов в бюджет!), выполнению плана бездумно и без малейшей связи с макроэкономическими показателями и таможенно-тарифной политики, а исключительно в связи с  карьерными интересами конкретного должностного лица, то какой тогда смысл вообще в организации таможенного администрирования, как такового? Может,  не мучиться с созданием этого самого администрирования, не мучиться с реформированием таможенной системы, может просто взять исторический пример и повторить?

Как, например, в конце XVI века – начале XVII века таможенная служба в России была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи  с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

Таможенный голова, уплатив предварительно годовой сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей не последует санкций власти на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика. Прошло почти 500 лет и таможня возвращается к истокам.

А можно и еще проще, по примеру Чингисхана, правда, с учетом инфляционных процессов, подкорректировать размер дани. Ввозит импортер  контейнер с товаром и на Балтийской таможне, без дополнительных напоминаний, просто отгружает четвертую часть товара и поехал себе на склад.

Вспоминаются  слова Маэстро в знаменитом фильме «В бой идут одни старики»: «Вот в Берлине, где-нибудь на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: «Развалинами рейхстага удовлетворён». И можно хоть домой, сады опрыскивать».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...