Общество

Блокнот туриста: «бюджетная» Италия – через Киев и обратно

Нынешний год, как известно, объявлен годом российско-итальянского туризма. Можно было бы назвать и по-другому: год, когда итальянский шенген получить было легче, чем любой другой. Возможно, это стало главной причиной, по которой мы с двумя коллегами-журналистками отправились в путешествие именно по Италии.

 Итак,

Виза

Справедливости ради, финскую шенгенскую визу в Санкт-Петербурге получать несравнимо легче. И все же (см. выше) для поездки в Италию самым логичным показалось оформлять именно итальянскую визу. Что о ней можно сообщить? Общие раходы составят порядка 3500 рублей. В итальянском визовом центре виза делается дней за пять-шесть. Перед этим пару часов придется убить на сидение в «электронной очереди». Но в целом удобно: в одном месте покупаешь страховку, оплачиваешь все что нужно и подаешь документы. Девушка в окошке пугает: вам могут отказать по причине того, что ваше имя не указано в «брони» отеля. Между прочим, такое (безымянная бронь) может случиться хоть с каждым вторым. Сайты, на которых наша группа из трех человек бронировала билеты, имеют опцию для указания только одного имени. И если этот один берет трехместный номер, ему просто некуда написать имена еще двух человек.

Еще будьте готовы к тому, что итальянцам – в отличие от тех же финнов – важно узнать, где вы работаете и как давно. Надо принести справку с работы о том, что вы там официально оформлены на такой-то должности и не меньше чем полгода назад. Почему полгода? – они знают, что ровно через полгода работы на новом месте россиянам полагается первый официальный отпуск. К счастью, хотя бы не просят указать размер зарплаты. Чему еще мы удивились? – ну, например тому, что в визовом центре строго приказывают выключить телефоны (либо перевести в авиарежим) и даже не брать их в руки!

Билеты

Найти билеты за семь тысяч рублей из Санкт-Петербурга до Рима и обратно – большая удача. Разумеется, дешевый перелет авиакомпанией МАУ (Международные авиалинии Украины) имел свои минусы, которые в наших глазах компенсировались-таки ценой. Рейс был с пересадкой и не где-нибудь, а в Киеве (воспетый в песнях аэропорт Борисполь). А это – конец июня, когда уже известные всем события на Украине идут полным ходом. Кстати, вернувшись на родину и насмотревшись разных местных новостей, я узнала, что фактически именно в эти десять дней Петр Порошенко объявил так называемое «перемирие». Сам же бюджетный рейс вполне оправдывал ожидания от дешевого перелета: в самолете не кормили, салон был довольно тесным, а очереди на всех пунктах проверок и регистраций – длинными, хотя и терпимыми.

Вот и Украина

Совсем недолго мы пробыли на территории Украины, прямо скажем. Успели пройти все необходимые проверки – документов, вещей. И после этого отправились по магазинам дьюти-фри. Они оказались дешевле, чем в Петербурге, процентов так на 10-15. Вокруг уже можно было заметить украинцев, вполне жизнерадостных и в массе своей говорящих по-русски. Между собой и с детьми. Украинцев в этих русскоговорящих гражданах выдавал сильный малороссийский акцент,

Но язык был вполне наш, понимаемый куда легче, чем иные надписи в аэропорту или статьи в газетах, которыми предлагалось развлечься в салонах самолета МАУ.

Дамы сдавали в багаж…

А в этом пункте нам пришлось удивиться невезучести одной из нас, а заодно и, мягко говоря, беспечному отношению авиакомпании МАУ к багажу своих клиентов. Справедливости ради, этим грешат не только они. Когда мы наконец вышли на итальянской земле, преодолев казалось уже все препятствия в виде очередей, нас ждало первое разочарование. Чемодан одной из нас оказался сломан. По пути в Рим этот совершенно еще исправный в Питере чемодан на колесах все свои колеса утратил. А передвигаться до отеля нам предстояло самостоятельно и весит чемодан килограмм 15. Грустно, да. Хозяйка чемодана пошла разбираться. Пришлось отстоять длинную очередь в определенное окошко вместе с другими бедолагами, у которых случились схожие неприятности. После этого ей пришлось объясняться с сотрудниками, которые почему-то не верили, что колеса у чемодана в начале пути были. Пришлось заполнять заявление в нескольких экземплярах. Тогда мы, – точнее хозяйка чемодана, – еще наивно надеялась, что ей чуть ли не на месте предложат какую-то компенсацию или произведут ремонт. Це ж Европа! Однако ей сказали, что заявление теперь пойдет в какие-то инстанции, а она в течение десяти дней должна будет еще раз прийти в аэропорт и ответить на ряд вопросов. Что, понятно, в наши планы не входило.

В общем, понятно было, что проще и логичнее чемодан купить новый. Все равно он понадобится раньше, чем удастся получить какую-то компенсацию от итальянских (или все же украинских?) авиа-бюрократов. Чемодан, аналогичный испорченному, кстати, стоил недорого, всего 15-20 евро, но качество оставляло желать лучшего. О ценах, впрочем – отдельный разговор.

Электрички и поезда

Первое удивление, которое настигло нас прямо по выходе из аэропорта – цены на то, чтобы добраться до города. От аэропорта Фьюмичино до вокзала в Риме, неподалеку от которого находился наш отель было около получаса езды и 15 евро денег. Были варианты и дешевле, как потом выяснилось. Например, поезд за 8 евро с пересадкой, едущий около часа. А еще автобус – прямой и всего за 4 евро. Но про автобус мы тогда еще не знали, а пересадок не хотелось. Поехали за 15. Электричка – по нашим меркам дорогая – удивила габаритами, явно неприспособленными для перевозки людей из аэропорта, у которых почти у всех эти огромные чемоданы. Чемоданы еле проходили в узкий проход посередине между сиденьями, а каждый следующий вагон отделялся от тамбура неудобно болтающимися прозрачными пластиковыми дверями, которые надо придерживать.

Впрочем, двери и ширина вагона – это еще цветочки в смысле сюрпризов, которые таит в себе итальянский железнодорожный транспорт. Так, например, совершенно рядовая история, когда поезд без объяснения причин опаздывает на час и более. Мы сами были свидетелями и участниками. Слава Богу, пассажиров все-таки ставили в известность, насколько конкретно задерживается поезд (от Неаполя до Рима). Начав с 15 минут дело дошло до почти полутора часов. Все это время на табло обновлялась информация, что, понятное дело, держало публику в азартном напряжении.

Еще удивило, что многие электрички не ходят по праздникам и выходным. Мы столкнулись с тем, что в пригород Рима – городок Тиволи (что-то вроде нашего Царского Села) в воскресенье на электричке доехать просто нереально. Обнаружилось это уже на вокзале, когда мы опросили уже нескольких служащих в форме и рассмотрели несколько вариантов расписания (электронное и бумажное).

Еще, дорогие будущие пассажиры итальянских электричек, обязательно-обязательно прибывайте на перрон с небольшим запасом времени. Ведь на электричке может не быть (вполне как и у нас, впрочем), опознавательных знаков и информации куда она следует. А еще вы можете не найти сразу специальный автомат, которым надо компостировать уже купленный билет. Без этого «компоста», как нам потом объяснил добрый контролер, могут оштрафовать на 15 евро. Нас он пожалел, а нетронутые билеты забрал себе.

Метро и трамваи

Метро в Риме – это что-то страшное. В этом древнем городе и вообще много неразберихи и малопонятная логистика. Но метро в этом отношении всех заткнет за пояс. Многочисленные коридоры, противоречивые указатели, которые и не всегда есть, многоуровневые и длинные переходы. Кое-где даже приходилось проехать на лифте. Сам вагон – более чем обычный, похож на наши старенькие. Но это изнутри, а снаружи многие вагоны разрисованы граффити. Вообще граффити в Италии много, и большинство из них выполнены не слишком художественно.

На трамвае мы прокатились только один раз, когда ехали от вокзала до отеля. Это была остановка, на которую теоретически могло прийти несколько номеров трамваев. В течние минут сорока не было ни одного. Зато потом весь, народ, успевший скопиться на остановке, запихнулся в один-единственный трамвай. Было очень тесно: в Петербурге мне давно не приходилось ездить буквально плечом к плечу в общественном транспорте. Что интересно, никто не роптал. Толпа на остановке изнывала от жары, но была  лениво-доброжелательна. Это было важно, учиывая, что своими чемоданами мы отдавили в трамвае и на выходе из него не одну итальянскую туфлю. 

Про туфли

Может, раз уж к слову пришлось – о приятном, о туфлях? Лично мне очень понравилась обувь, которую там носят люди. Эта обувь (я про женскую) в массе своей – на устойчивой платформе и выглядит очень стильно. Уже за 40-50 евро можно купить что-то очень красивое и качественное и скорее всего – сделанное в самой Италии. Продавцы женской обуви в магазинчиках имеют манеру мягко брать вашу ногу, класть себе на бедро и там уже затягивать ремешок или шнурки. Помогают, как могут, одним словом. От такого сервиса процесс покупки как-то особенно радует, что уж говорить. Может, еще и потому, что продавцы там – мужчины и весьма недурны собой.

Зато все поголовно работники торговли не владеют английским языком. Говорите с ними по итальянски. Не умеете? Тогда поможет язык жестов. Но лучше все-таки выучить такие слова, как «размер»,  «Сколько стоит» и числа от одного до десяти.

Язык

А поговорить итальянцы любят, их живая речь звучит повсюду, громко и почти непрерывно. Еще они умеют говорить руками, и это, похоже, то, что вам больше всего пригодится. Если, конечно, к вашему средне-русскому английскому вы не  приложили и знание итальянского языка. Дело в том, что на английском подавляющее большинство жителей этой страны не говорит. Ну, не считают они для себя это обязательным, им хватает итальянского. Зато они, похоже, обладают чем-то вроде телепатии, им нравится общаться, пытаясь угадать, чего же вы от  них хотите. Впрочем, если уж такое случится, что вы будете спрашивать дорогу, и никто из итальянцев, которые окажутся поблизости, вам не сможет помочь, рядом вполне может оказаться более или менее уверенный носитель русского языка (пусть и с налетом украинского, молдавского…). Наших там немало, и большинство русских, которых мы встретили, были уже не туристы, а местные жители.

Продолжение следует... 

 
Партнеры: