Аналитика

Андрей Бельянинов о ЕАЭС: за таможенные службы нам стыдно не будет

Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов рассказал о том, каким будет будущее Евразийского экономического союза, что ждет новых участников интеграционного объединения и какую роль в создании ЕАЭС сыграла таможня.

Андрей Бельянинов дал интервью телеканалу «Россия 24». ПРОВЭД для наших читателей приводит ниже его содержание.

- 29 числа должен быть подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Скажется ли это на таможенном администрировании?

- Я думаю, что принципиальных различий нет. Мы работали в формате Таможенного союза, мы шли к созданию ЕЭП. То, что должно случиться 29 мая – это совершенно логично, весь ход экономического развития трех стран Таможенного союза как раз и подвел к такому результату.

Напомню, что были опасения относительно целесообразности создания такого экономического образования. Мне кажется, что те годы, которые у нас за спиной, которые прошли мы все вместе, и таможенные службы России, Беларуси и Казахстана в том числе, говорят о том, что мы умеем работать вместе, что у нас интегрированы практически все процессы, что мы работаем синхронно и слаженно. Работа таможенных служб является не самой последней в таком интеграционном образовании. Мы первые начали работать над созданием интеграционных процессов, и сейчас мы очень довольны, что экономики наших стран развиваются, расширены рынки, идет серьезная кооперационная работа, много идет товаров из наших стран. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем также поговорить о новых членах Таможенного союза, о тех новых проблемах и задачах, с этим связанных.

- Довольны ли Вы теми годами существования Таможенного союза, которые были? Теми эффектами, которые он произвел на экономики объединения? И каков будет эффект при открытии новых рынков?

- Все годы, что мы готовились к вступлению в Таможенный союз, когда готовили нормативную базу, когда пошли первые месяцы, потом годы работы, конечно, нам не позволяли расслабляться. Мы постоянно находились в тонусе, общались со своими коллегами, у нас была создана Объединенная коллегия Таможенного союза, где работают руководители таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана. В эту коллегию мы приглашали и приглашаем наблюдателей, таких наших возможно будущих коллег как Киргизия, Таджикистан, Молдова, Украина. Мы работали вместе, и обязательно будем работать в таком ключе.  Сейчас к работе присоединилась Армения.

Мы довольны работой. С появлением ЕЭК, которая является, вероятно, прообразом будущего правительства или будущей интегрированной экономики, коллективным органом, который управляет, туда перешла часть полномочий, часть функционала. Мы находимся в постоянной живой динамике.

- Когда Армения и Киргизия смогут стать полноценными членами объединения России, Белоруссии и Казахстана?

- Я бы хотел начать с Киргизии, потому что я сопредседатель российско-киргизской межправкомиссии и моим визави является премьер-министр киргизской республики Джоомарт Оторбаев. Киргизы очень заинтересованы в том, чтобы Киргизия стала полноправным членом Таможенного союза. И, естественно, через какое-то время членом ЕЭП. Для этого очень много сделано: у нас утверждены так называемые «дорожные карты», мы динамично идем по выполнению тех условий, которые необходимы для вступления Киргизии, очень интенсивен международный обмен. В мае месяце премьер (премьер-министр Киргизии – прим. ПРОВЭД) был два раза в Москве, Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев был один раз, скоро еще одна встреча будет. Так что все идет к тому, чтобы Киргизия стала полноправным, полновесным членом Таможенного союза.

Что касается интеграционных таможенных процессов с Арменией, то мы совсем недавно были там. Скоро руководители таможенных служб поедут в Армению еще раз, где мы увидим, с каким рвением наши армянские коллеги идут по пути евразийской интеграции. Они сделали выбор для себя, это видно. Экономические процессы, происходящие в Киргизии и Армении, безусловно, говорят о том, что участие в Таможенном союзе и ЕЭП станет шагом, а может и несколькими шагами вперед.  

С точки зрения России и ее партнеров по Таможенному союзу, это все (вхождение новых участников в состав ТС и ЕЭП – прим. ПРОВЭД) – расширение рынков, облегчение инвестиционных процессов. Речь также идет о совместных финансовых проектах, таких как переток капитала. Что касается миграционных проблем, которые существуют, то многие вопросы снимутся сами собой. Это очень важно. Недавно я встречался с представителями киргизской диаспоры в России. Они сделали серьезные шаги внутри себя, они структурировались. У них есть молодежные объединения, они гордятся тем, что у них появился свой дом на ВДНХ, киргизский павильон. Это, на мой взгляд, яркие и хорошие примеры.

- Насколько известно, Киргизия рассчитывает на преференции при вступлении в Таможенный союз…

- Каждая страна имеет свои особенности. При формировании Таможенного союза у Казахстана было больше всех изъятий, и мы понимали, что эти все изъятия, с точки зрения таможенных пошлин, потом придут в общее соответствие. Собственно, так оно и происходит. 29 мая будет подписан документ, который уравняет очень многие вопросы, до сих пор носящие солидарный характер, но они нуждались в такого рода подписании. У киргизской стороны, конечно, очень много завязано на рынке, имеются в виду рынки, где идет активная продажа товаров народного потребления: это «Дордой» и «Кара-суу», на которых работают сотни тысяч людей, судьба которых зависит от того, насколько грамотно будут сформулированы задачи, стоящие перед экономикой Киргизии. В последние месяцы мы видим, что те, кто трудится на этих рынках, понимают важность вступления Киргизии в Таможенный союз. Наверное, это будет в виде особых экономических зон, необходимо еще согласовывать режимы. Но поскольку мы с киргизскими таможенниками давно и хорошо трудимся, это не будет в виде каких-то надзорных органов, это будет нормальный союз таможенных служб для обеспечения подобных мер, пока носящих ярко выраженный интерес для киргизской стороны. Нас это не должно смущать.

Что касается обустройства границ Кыргызстана, а это уже граница стран Таможенного союза, то Киргизия признает, что бюджета их страны не хватит для того, чтобы оборудовать эту границу. Должны быть совместные шаги и бюджеты стран Таможенного союза для реализации этого проекта.

- Кто будет обустраивать эту границу, и какую роль будет в этом играть ФТС?

- Ничего нового здесь нет. Границу всегда контролируют две службы. Прежде всего, это пограничная служба. Она находится везде – и в пунктах перехода, и в автомобильных пунктах, и в железнодорожных и авиационных. Вторая служба – таможенная. Мы стоим только там, где происходит перемещение физических лиц и потоков товаров. Поэтому более значима пограничная служба. Но мы всегда идем вдвоем, поэтому перед нами задача стоит весьма серьезная. С другой стороны, мы это создаем не на пустом месте. В Киргизии и Армении есть свои пограничные и таможенные службы, которые весьма квалифицированы и компетентны, поэтому речь идет о координации действий.

- Кто будет контролировать товар, прибывающий на границу Армении?

- У нас сейчас товары идут транзитом через Грузию. У нас с Грузией открыт и работает один сухопутный пункт. Это «Верхний Ларс» с нашей стороны, и со стороны Грузии – «Казбеги». Вторая возможность транзита товаров – это грузинский порт Поти сообщением на порт Кавказ морем. Я хотел отметить, что служебный самолет таможенной службы России совершил первый международный рейс из Еревана в Симферополь. На мой взгляд, это все достаточно символично. Здесь все рядом: и интеграционные процессы, и территориальные. Нам есть, чем заняться и в Симферополе, и в Крыму.

- Что касается дат. Когда Армения и Киргизия смогут стать членами Таможенного союза?

- Могу только повторить то, что говорят наши политические лидеры: это все планируется сделать в этом году. Будет многое завесить от министерств и ведомств, которые участвуют в работе над этими интеграционными процессами. За таможенные службы наших стран нам стыдно не будет, мы свою задачу выполним.

- Создается ЕАЭС. Новые члены будут сразу становиться членами экономического объединения или сначала будут получать статус членов Таможенного союза?

- Да, конечно. Тот путь, который прошли первые участники союза - Белоруссия, Казахстан и Россия, мы уже прошли и сейчас подписываем соглашение о ЕАЭС. Следующие кандидаты, конечно, по ускоренной программе, но пройдут наш путь, сначала станут членами Таможенного союза.

- Как технически будет контролироваться граница?

- Сейчас это все происходит. Есть граница России, Белоруссии и Казахстана, там стоят таможенные и пограничные службы двух стран, которые выполняют свои задачи. Что касается информационного обмена между существующими участниками Таможенного союза, то мы проблем уже не видим. С Беларусью нам было вообще просто устанавливать такие рабочие отношения, потому что мы трудимся в рамках союзного государства, где выделяются совместные бюджеты на информатизацию. Те же самые процессы идут на евразийском пространстве. Я не вижу возможных провалов, которые могут возникнуть с принятием новых членов в такого рода интеграционное объединение.

Армения не имеет общих границ с Таможенным союзом, но эта ситуация вся описана в «дорожной карте» по вступлению Армении в Таможенный союз, я думаю, что мы сможем продуктивно это отработать.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы