Забытое оживление царило в нынешнем году на московской выставке MITT в турецких павильонах – возвращение «в обойму» Турции вызвало эффект отложенного спроса. Ведущие туроператоры отмечают небывало раннее и ажиотажное бронирование полюбившихся курортов Антальи, Алании, Бодрума и Мармариса . Однако при этом ведущие игроки признают: рынок туристических услуг за последние 2-3 года претерпел значительные изменения, и возврат к ситуации трехлетней давности вряд ли возможен.
На круги своя
Безусловно, по словам российских туроператоров, на туристическом рынке ощущаются тенденции преодоления кризиса. Об этом говорит и рост раннего бронирования, и увеличение глубины продаж, и структура спроса.
Алексан Мкртчян, директор центра бронирования «Розовый слон»:
- Начало 2017-го мы даже не сравниваем с провальным прошлым годом – показатели января-февраля нынешнего мы сопоставляем с данными 2014 года! Глубина продаж впечатляет: в декабре 2016-го мы начали продавать сентябрь 2017-го. Сейчас, в марте, полным ходом идут продажи летнего сезона. Люди понимают, что раннее бронирование предоставляет им возможность купить отдых с 30%-ной скидкой. Таких процентов вам не даст ни один банк. Курс доллара также играет свою роль – в последние месяц-полтора он колеблется возле отметки 57-58 рублей за доллар. Понятно, что летом курс подрастет, и покупать путевку в рублевом эквиваленте сейчас очень выгодно.
Алена Хитрова, старший специалист отдела по связям с общественностью Anex Tour:
- Результаты раннего бронирования демонстрируют, что ситуация выравнивается, спрос восстанавливается. Мы надеемся, что значительно улучшим наши показатели прошлого года по выездному туризму.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур»:
- Специфика нашего продукта – а мы занимаемся только турами премиального качества – заключается в том, что он менее подвержен колебаниям рынка. Резкого спада спроса мы не наблюдали, и дела шли неплохо. Более того, последние 6 месяцев превзошли самые смелые наши ожидания. В начале 2017-го продажи увеличились на 80% по сравнению с прошлым годом. Выросла глубина продаж, уже активно бронируются майские праздники 2018-го года. Есть все симптомы, что дно кризиса пройдено. Рубль активно укрепляется.
Ирина Костенко, генеральный директор «Библио Глобус»:
- Ситуация изменилась к лучшему – в этом году спрос на летние туры начался гораздо раньше, еще в январе. Возросла глубина продаж, появилось разнообразие в спросе. Если в прошлом году выбирали преимущественно эконом-направления, то нынче маршрутная сетка стала шире, много спрашивают средиземноморскую Европу – Кипр, Греция, Испания, Болгария.
Русский парадокс
По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, в 2016 году внутренний турпоток в России увеличился на 10%. Однако в турагентствах говорят о серьезном спаде спроса на российские черноморские курорты и буме на турецком направлении. Этим летом, по словам Алексана Мкртчяна, российские отели могут сильно проиграть. Прошлый год был самым удачным, «золотым» для черноморских курортов Крыма и Краснодарского края. При этом в выигрыше остаются туроператоры.
Здесь нет противоречия – общее число отдыхающих на российских курортах снизится, а тех, кто бронирует свой отдых через турагентства – возрастет. «Когда изъяли из продажи Турцию и Египет, – говорит Алексан Мкртчян, – туроператоры были вынуждены развернуться в сторону отечественных направлений и стали массово скупать отели на Черном море, причем это начали делать те, кто никогда не занимался внутренним туризмом. Это позволило предлагать на рынке туры по ценам ниже тех, что предлагают при прямом бронировании сами отели. Люди звонят в отель в Сочи, Ялте или Геленджике и выясняют, что цены отельеров на 10-15% выше. В пересчете на двухнедельный отдых семьи из 4 человек экономия получается значительная. Поэтому «внутренние» отдыхающие предпочитают в этом году покупать российский отдых у туроператора».
В борьбе за российского туриста Олег Сафонов предлагает развивать систему "все включено", которую любят россияне. "Мы прекрасно понимаем, что наши туристы любят эту систему, она пользуется большой популярностью, но, к сожалению, не так много гостиниц функционирует по этой системе", – отметил он. По мнению главы Ростуризма, без соответствующего сервиса регионы будут неконкурентоспособны.
Открытая Турция
Полюбившийся россиянам турецкий all inclusive формирует высокий спрос на этом направлении.
Алена Хитрова, старший специалист отдела по связям с общественностью Anex Tour:
- Большое значение приобретает «открытие» Турции и связанные с этим ожидания рынка в целом и туристов в частности. По глубине продаж лидирует именно Турция, а также Испания, Греция, Кипр, Тунис – в общем, спрос вертится вокруг Средиземного моря. Стоит отметить, что по турецкому фронту активно идет бронирование не только анталийского, но и эгейского побережья, которое ранее не пользовалось столь высоким спросом.
По словам Алены, одним из факторов «турецкого успеха» (кроме скидок отельеров, отложенного спроса и т.д.) можно назвать открытие аэропорта в Алании. Это произошло около месяца назад, и туроператор Anex Tour будет летать в Аланию одним из первых. Уже поставлен рейс из Москвы, в отношении других городов России пока решение не принято. При этом, по мнению Алексана Мкртчяна, Алания – нишевый продукт для бюджетного туриста, и он никогда не станет столь же популярным, как Анталья. Кроме того, туристы переориентировались на другие направления, и нынче туроператоры не так зависят от Турции, считает Ирина Костенко. При возросшем спросе на Турцию все равно спрос на российские курорты также увеличивается.
Структура спроса
Алексан Мкртчян считает, что структура спроса на массовый турпродукт не изменилась – по-прежнему пользуются популярностью недорогие туры. «Зарплаты в России не растут, поэтому люди стремятся сэкономить на всем, и на отдыхе в частности. Семья из 3 человек хочет неделю отдохнуть за 50-60 тысяч рублей, как это было и в прошлом году. Дорогие продукты занимают в общем объеме продаже от силы 5%. Весь остальной спрос укладывается в «вилку» 40-70 тысяч рублей, причем неважно, о каком городе России идет речь – Ростов, Краснодар, Тюмень, Челябинск, Волгоград или Москва». Что касается «дорогого» спроса, то здесь сыграла свою роль отмена виз в ОАЭ.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур»:
- Даже состоятельные люди начали экономить, и отсутствие необходимости платить около 90 долларов за въезд существенно повлияло на перераспределение спроса на поездки в Эмираты. По этой же причине многие стали рассматривать ОАЭ как направление stopover при перелетах на дальние азиатские курорты – сейчас гораздо проще сделать «передышку» на 2-3 дня в Дубае, Шардже или Абу-Даби, отправляясь на те же Мальдивы. Это новая тенденция. Едут в ОАЭ также на «длинные уикэнды»в феврале, в мае, в июне – при дальности полета 4 часа и отсутствии визового сбора это направление может вполне составить конкуренцию Европе. Второе по популярности luxury-направление – это Мальдивы, которые остаются поездками из разряда once upon a life. Однако здесь открылось много новых хороших курортов, и это также немаловажный фактор, повышающий привлекательность направления в глазах взыскательного туриста. Кроме того, Мальдивы могут, как это ни парадоксально, оказаться в определенные моменты дешевле Турции – в августе, когда на турецких курортах цены достигают своего пика, на Мальдивах наблюдается некий спад спроса, плюс ко всему авиакомпании, даже люксовые, предлагают самые недорогие перелеты.
Где и как сэкономить
По словам Алексана Мкртчяна, оба лидирующих направления – Россия и Турция – в определенный момент будут «подгорать» по разным причинам. Традиционно некоторый спад в середине мая показывает Турция. Однако в начале июня продажи должны выровняться. И как это ни парадоксально звучит, будет «подгорать» Россия – по мнению Александра, туроператоры, поставившие рейсы на Адлер, Анапу и другие курорты, рискуют столкнуться с отсутствием спроса».
С наступлением «турецкого лета» нужда в стране пирамид несколько притупилась, и на ближайшие 3–4 месяца о Египте рынок может забыть безболезненно. Но как только настанут холода, «египетский вопрос» снова приобретет остроту. И снова сработает эффект отложенного спроса.
Стенд Египта пользовался особым интересом на выставке MITT. Глава службы страны по активизации туризма Хишам ад-Дамири заверил журналистов, что после открытия авиасообщения между Египтом и Россией страна готова "принять любое количество туристов из России". Он также отметил, что страна развивает культурные достопримечательности - в ближайшее время планируется открытие большого музея в Каире. Представитель Египта заверил, что россияне не столкнутся с нехваткой гидов, так как страна уделяет огромное внимание подготовке персонала. Ад-Дамири особенно подчеркнул, что Египет безопасен для туристов, это подтверждается тем, что уже восстановлено авиасообщение с Италией, Германией и другими странами Европы. В свою очередь глава Ростуризма отметил в разговоре с ТАСС, что после восстановления авиасообщения турпоток в Египет наладится достаточно быстро.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!