Официальный сайт ФТС разместил проект Постановления Правительства «Об определении системы показателей работы таможенных органов, порядка и методики их мониторинга, а также порядка участия в таком мониторинге общероссийских некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела». Поскольку тема документа тесно переплетается с нашими публикациями «За что нас не любит таможня?», мы решили продолжить разговор.
Напомним, что ст.18 Закона «О таможенном регулировании» определены критерии оценки деятельности таможенных органов. Их всего 3. На первом месте, что нас особенно порадовало, «скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций».
По каким показателям предполагается оценивать эффективность?
Во-первых, время на совершение таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. На что реально влияет эта скорость, обывателю не очень понятно, поскольку показатель очень усредненный, что-то типа «средней температуры по больнице». Представьте, что со всех таможен нашей необъятной Родины, где есть АПП, собираются отчеты о проведении таможенных операций и формируется некая усредненная цифра. Например, в плане работы на 2011 год ФТС установлен показатель не более 19 минут. В 2009 году было 19,9 мин. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту цифру невозможно. Да и незачем. Кто-нибудь на себе из перевозчиков ощутил ускорение процесса прохождения границы? Нам, конечно, могут возразить, что из этих секунд и складывается скорость оформления. Но мы каждый день читаем сводки об очередях на границе, в памяти транспортный коллапс в Санкт-Петербурге прошлого года, когда таможня искусственно сдерживала транспортные потоки на сопредельной стороне. Да, сами таможенные операции длятся, может, и недолго, но само ожидание их начала… Если вы простоите в очереди на Торфяновке или Иван-городе 3 дня, то минутой меньше, минутой больше – особого значения для вас уже не будут иметь. Да и сам показатель, после передачи таможне функций по другим видам государственного контроля, по понятным причинам вообще перестал быть актуальным. Как вы понимаете, это будет уже далеко не 19 минут.
Вызывает также недоумение, что скорость обработки морских и воздушных судов, а также ж/д составов ФТС почему-то не интересует, там издержек у участников ВЭД нет, наверное. Видимо, штатные программные средства и несовершенные технологии не позволяют пока обрабатывать такого рода информацию.
Во-вторых, доля деклараций, срок выпуска по которым необоснованно составляет более 2 суток (4 часов для экспорта беспошлинных товаров), за исключением случаев продления срока выпуска товаров по основаниям, предусмотренным статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 г № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в общем количестве деклараций на товары. Этот показатель тоже фигурирует в плане работы ФТС, но в цифрах не обозначен (было обещано во 2 квартале определить).
По прошлому году доля ДТ, выпущенных в срок, составила 94%. Это достаточно много. Если бы не СЗТУ (особенно Балтика), было бы значительно выше. Но вот оговорка про продление сроков портит все впечатление. Тут ведь дело в том, как посчитать. То, как таможенники понимают и применяют на практике основания для продления сроков проверки, известно всем. Как у А. Гайдара: «что такое счастье, каждый понимал по-своему». В итоге получается, что счастье у всех разное. Таможня будет показывать цифру под 100%, а бизнес недоумевать: почему при 100% оформлении в 2 дня, расходы по хранению превышают все разумные пределы? Ибо то, что называется «необоснованно» с точки зрения бизнеса, совершенно «обоснованно» с точки зрения таможни и пока здесь не будет общего понимания, устанавливать какие бы то ни было показатели, связанные с подсчетом сроков оформления, лишено всякого смысла. Дутые 100% бизнес не интересуют. Интересен процент деклараций, которые подвергаются дополнительным проверкам, фактическому контролю, продолжительность этих проверок, их эффективность, выраженная в конкретных цифрах.
Казалось бы, предложен механизм контроля: разрулить эти противоречия, согласно проекту, призван мониторинг со стороны общественных некоммерческих организаций. Но и тут подвох. Читаем п.11 проекта: «Общероссийские некоммерческие организации осуществляют мониторинг основных показателей на основе информации, размещенной на официальном сайте ФТС России». Позвольте, а как же принцип достоверности, провозглашенный в проекте чуть выше? О каком независимом мониторинге можно вести речь, если данные можно взять только с сайта ФТС? Попытайтесь на сайте ФТС найти информацию о выполнении показателей, например, за 2010 год. Не говоря уже о конкретных цифрах. Сколько транспортных средств пересекло границу по видам транспорта, сколько оформлено деклараций, по каким процедурам, в какие сроки, сколько досмотров, осмотров, наблюдений, сколько продлено до 10 дней, сколько ушло в отказ, какие суммы взысканы по КТС, сколько возвращено по решениям судов, данные правоохранительной деятельности, и все это - в разрезе РТУ, таможен и постов. Нет этого! Все засекречено, завуалировано, спрятано. Коммерческая тайна, словом.
Принцип адекватности (т.е. соответствия показателя критерию) в проекте тоже как-то мягко проигнорировали. Если к понятию «скорость совершения таможенных операций» с большим натягом перечисленные показатели ФТС как-то пытается притянуть, то по поводу сокращения «издержек» в проекте постановления вообще ни намека. И тут встает закономерный вопрос: а где ж конфета? На чем основан механизм заинтересованности сотрудников таможенных органов в достижении соответствия установленному критерию? Если вы в вашей бизнес-структуре рисуете бизнес-процессы и устанавливаете KPI, то неизбежно должны добиваться, чтобы каждый сотрудник на своем участке работы понимал конечный результат своей работы и, в зависимости от него, получал деньги.
Читал ли инспектор на посту ст.18 ФЗ? Сильно сомневаюсь. Что изменится от того, что инспектор оформит документы не за 19 минут, а за 15, или, наоборот, за 2 часа? Или выпустит вашу декларацию не за день, а за 10? Да ничего. Это ваши издержки и ваши проблемы, господа предприниматели, вы их и оптимизируйте! Эффективных инструментов мотивации на выполнение данного критерия у ФТС нет и быть не может, о чем проект постановления дает ясно понять. Если подразумевается, что скорость оформления влияет на наши расходы, то на ум приходит другая, весьма распространенная в таможенном деле истина: хочешь быстрее – плати больше. И этот подход пока, к сожалению, гораздо эффективней, чем обозначенные показатели, не подкрепленные мотивацией.
Тоже и по критерию №3, который направлен на выполнение функций в области правоохранительной. Сформулированные показатели как бы дадут картину:
- как хорошо таможенные органы умеют возбуждать уголовные дела своей компетенции на фоне других правоохранительных структур;
- как хорошо отделы административных расследований умеют доводить дела об АП до конца;
- как служба безопасности знает свое дело и выполняет план по «посадкам».
Вроде бы все это входит в обязанности правоохранительного блока, но насколько по этим показателям можно оценить эффективность решения правоохранительных задач таможни? Например, третий показатель в 2010 году достиг значения 94%. Даже если он будет 100%, это что, - означает, что в таможне больше нет коррупции? Да бизнесу, как и обществу в целом, фиолетово, кто ловит нечистых на руку таможенников – собственная СБ, или ФСБ, или прокуратура, или СК. Ну, посадили в прошлом году 117 человек (из которых 17 – взяткодатели), и что? Меньше стали брать? Ведь по большому счету, неважно, сколько посадили, важно, чтобы не брали. А этих целей, ФТС, судя по представленному проекту, перед собой не ставит.
Потому что главный критерий эффективности идет за номером 2. Таможня – главная бюджетообразующая контора страны и на первом месте всегда идет план. РТУ, таможня, пост плановое задание может не выполнить. ФТС в целом план всегда перевыполняет. Немного, на 1-3%, потому что план может корректироваться, как в большую сторону (например, как в этом году), так и в меньшую (2009 год). Поэтому и показатели сориентированы на план: администрирование задолженности, доначисленные платежи, КТС, пени, штрафы и пр. От умения руководства таможен организовать выполнение плана во многом зависит карьерный рост, а значит, и собственное благосостояние. Все показатели могут быть провалены, плановое задание – нет, несмотря на расставленные в ст.18 приоритеты.
Рассматриваемый сегодня проект постановления, как в зеркале, отражает полное игнорирование интересов участников ВЭД, написан ФТС под себя и для себя. Он просто ни о чем. А раз так, какой смысл выносить его на антикоррупционную экспертизу? Где реакция Минэкономразвития, Минфина, РСПП, «Опоры России» и прочих защитников среднего и малого бизнеса?
Основные показатели работы таможенных органов
Критерий 1. Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций.
1.1. Время на совершение таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, минут;
1.2. Доля деклараций на товары, срок выпуска по которым необоснованно составляет более 2 суток, за исключением случаев продления срока выпуска товаров по основаниям, предусмотренным статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в общем количестве деклараций на товары, оформленных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, %»;
1.3. Доля деклараций на товары, срок выпуска по которым необоснованно составляет более 4 часов, за исключением случаев продления срока выпуска товаров по основаниям, предусмотренным статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в общем количестве деклараций на товары, оформленных в соответствии с таможенной процедурой экспорта в отношении товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, %.
Критерий 2. Своевременность и полнота поступления таможенных платежей.
2.1. Уровень выполнения прогнозируемого задания по перечислению в федеральный бюджет доходов, администрируемых таможенными органами, %».
2.2. Доля выявленной суммы задолженности по уплате таможенных платежей в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет, %.
2.3. Доля задолженности по уплате таможенных платежей, образовавшейся в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет, %.
2.4. Доля дополнительных перечислений в федеральный бюджет (доначисленные таможенные платежи, проценты, пени, штрафы) в общей сумме поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.
Критерий 3. Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
3.1. Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, %.
3.2. Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве принятых решений по делам об административных правонарушениях, %.
3.3. Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, %.