На днях ФТС настолько обиделась на «КоммерсантЪ», что не преминула на своем официальном сайте попенять журналистам, мол, «некоторые СМИ допустили фактические ошибки и искажение данных, содержащихся в первоисточнике, при публикации комментариев к аналитическому докладу о незаконном оттоке денежных средств из Российской Федерации в 1994-2011 годы». Истина, как это обычно бывает, находится где-то между двух полюсов мнений. Давайте разберемся, почему погорячилась таможня и так ли уж не правы журналисты уважаемого издания.
12 февраля американский исследовательский центр Global Financial Integrity, специализирующийся на анализе незаконных финансовых потоков из развивающихся стран, опубликовал на своем сайте отчет «Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Underground Economy», в котором, (оговоримся по-таможенному: по версии ряда СМИ), основной причиной незаконного оттока денежных средств признана неэффективная деятельность государственных органов, в частности Федеральной таможенной службы, «слабость которой поддерживает теневую экономику».
Эксперты Global Financial Integrity считают, что нелегальный отток капитала из России составил $211,5 млрд за последние 18 лет. Это только те деньги, которые не проходили по документам. Незаконный отток в результате махинаций с документами достигает $782 млрд. Теневая экономика оценивается в 46% ВВП.
С 2009 по 2011 год последний показатель составил 128,8 млрд долларов, что в пять раз превышает ВВП островного государства (23 млрд долларов). «Кипр – прачечная для грязных российских денег», – говорит один из авторов исследования Дев Кар.
По мотивам этого доклада и была написана так рассердившая таможню статья в «Коммерсанте». В своем «ответе Чемберлену» ФТС указывает на то, что «это (статья Ъ – ред.) не соответствует тексту доклада, где отмечено, что таможенное администрирование испытывает проблемы в связи с пробелами в российском законодательстве, либеральностью наказаний за правонарушения в таможенной сфере и коррупцией».
По мнению ФТС, главную причину нелегального оттока капитала авторы доклада видят в несовершенстве банковского регулирования и функционировании нелегальных сервисов по переводу средств за рубеж.
Если рассмотреть в целом мнение ФТС по основным вопросам, содержащимся в докладе GFI, то можно выделить следующее:
Таможенные органы действуют строго в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, в режиме, близком к реальному времени, таможенные органы передают информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства в Росфиннадзор – орган, уполномоченный применять соответствующие санкции. Кроме того, в случаях выявления преступлений, таможенные органы передают сообщения об этом в органы внутренних дел в течение десяти суток. При выявлении фактов участия банков в схемах незаконного вывода капитала соответствующая информация направляется в Банк России для инспектирования их деятельности.
Важным является также то обстоятельство, что таможенные органы могут фиксировать незаконный отток денежных средств только в сфере внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров через границу Российской Федерации. При этом следует также учитывать, что по принципу «свободы договора» участники ВЭД вправе устанавливать произвольные контрактные цены. Таможенное законодательство не предусматривает полномочий таможенных органов оспаривать контрактную цену товаров.
Привлечение к ответственности за незаконные валютные операции возможно только, когда товары (при экспорте) или денежные средства (при оплате импорта) уже находятся за рубежом. Это и обусловливает механизм оттока денежных средств, в том числе, посредством невозврата экспортной выручки. В рамках действующего законодательства таможенные органы не располагают возможностью предотвращать такие операции.
Таким образом, ФТС словно преуменьшает свою ответственность за эффективность валютного контроля нашего государства.
Однако вчера, 18 февраля на официальном сайте СЗТУ была опубликована очень показательная статья Себежская таможня: пресечены валютные махинации, в которой рассказывается, что таможенники, а точнее отдел дознания Себежской таможни, возбудили уголовное дело по ст. 193 УК РФ (невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации).
В 2012 году оперативно-розыскной отдел таможни совместно с отделами таможенного контроля после выпуска товаров, валютного контроля, оперативно-аналитического во взаимодействии с территориальными органами ФСБ выявили факт незаконного перечисления со счетов российских резидентов в адрес оффшорных компаний иностранной валюты в крупном размере.
Как сообщает пресс-служба СЗТУ, «проверкой установлено, что директор некоего ООО, используя реквизиты оформленных в Себежской таможне деклараций на товары, предоставлял в банк, расположенный в Москве, документы, заведомо содержащие искажённые сведения о номенклатуре и стоимости поступивших на территорию Таможенного союза товаров. На основании данных документов осуществлялся незаконный вывод денежных средств за рубеж. При этом банк-резидент не проверял сведения, подтверждающие платёж, а также не требовал установленные при этом документы. Всего злоумышленники успели перевести денежных средств на сумму боле 40 миллионов долларов США.» Уголовное дело по данному факту направлено по подследственности.
Другими словами, нетрудно увидеть, что роль таможни в валютном контроле не так уж мала, как пишет ранее ФТС. Малое её подразделение - Себежская таможня не только провела расследование, но и завела уголовное дело.
Давайте рассмотрим реальные полномочия ФТС, которые содержатся в нормативно-правовых актах, и определим место ФТС в механизме государственного валютного контроля.
Функции таможенных органов и полномочия как агентов валютного контроля
В соответствии с главой 15 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. (Здесь идет отсылка к национальному законодательству)
Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что при таможенном декларировании необходимо предоставлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля - паспорт сделки (ПС). Происходить это должно в соответствии с валютным законодательством государств - членов ТС. (В России - это Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле")
Согласно данному закону, существуют: органы валютного контроля: Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, в частности Росфиннадзор.
Также существуют агенты валютного контроля: уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, уполномоченные участники рынка ценных бумаг, налоговые и, наконец, таможенные органы.
С точки зрения полномочий, одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
До 1 января 2004 года ФТС (тогда ещё ГТК) был органом валютного контроля, а подотчетные ему таможенные органы - агентами валютного контроля. С принятием нового Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ с 1 января 2004 года таможенные органы при преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу России были лишены полномочий органа и агентов валютного контроля. Это было связано со следующими моментами:
1. ФТС стала подчиняться Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), и планировалось, что это будет структура, которая специализируется только на таможенном деле и борьбе с контрабандой.
2. В КоАП были внесены поправки относительно правонарушений валютного законодательства – все нарушения были сведены в статью 15.25. При этом в соответствии с ФЗ № 173, российское правительство вправе издавать дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие обязательства экспортеров и импортеров. В результате этого, если ранее статьи в КоАПе были – нарушениями таможенных правил и для их рассмотрения таможне не требовался статус агента или органа валютного контроля, то с 2004 года они стали нарушениями валютного законодательства.
3. В период, когда роль ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173-Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими, как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов.
В результате этого, в течение первого полугодия 2004 года рассматривался вопрос о статусе ФТС, и в итоге было принято решение о придании ему статуса агента валютного контроля.
ФТС как агент валютного контроля имеет право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
4) ФТС имеет право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов ряд документов и их переводов, обозначенных в 173-ФЗ
5) Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам по согласованию с ЦБ
ФТС как агент валютного контроля обязан:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием
Кроме того,
-
Агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию
-
Агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, за неисполнение функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
-
ФТС передает уполномоченным банкам и государственной корпорации " (Внешэкономбанк)" информацию о соответствии (несоответствии) сведений о таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов.
Отметим ещё один важный нормативно-правовой акт Письмо ФТС РФ от 18.08.2005 N 01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором».
В частности он устанавливает следующее:
1. ФТС направляет в Росфиннадзор информацию о протоколах по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП.
2. Росфиннадзор направляет в ФТС информацию о результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами.
3. Стороны могут подготавливать совместные методические рекомендации, разъяснения по вопросам осуществления валютного контроля.
4. Стороны могут создавать совместные рабочие группы
Таким образом, видно, что, несмотря на то, что ФТС является агентом валютного контроля, он обязан осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства, который осуществляется в форме проверок и запроса различных сведений. На ФТС в данном случае возложены преимущественно надзорные функции, но именно на их основе государственные органы осуществляют валютный контроль. Подобным же образом работают и налоговые органы.
Возвращаясь к ответу ФТС, следует отметить, что:
1. ФТС передает информацию в Росфиннадзор, и он уже принимает какие-либо меры (с этим можно согласиться, но без информации, полученной из проверок, причем поданной своевременно, никакие меры быть приняты не могут)
2. ФТС может фиксировать незаконный отток денежных средств только в операциях, связанных с перемещением товаров, при этом, участники ВЭД вправе устанавливать произвольные контрактные цены. (Участники ВЭД, конечно, могут устанавливать произвольные контрактные цены, но для чего тогда в каждом таможенном органе существуют специалисты по валютному контролю, отделы валютного контроля, а также целый комплекс различных программных средств, который фиксирует на основе сильных завышений или занижений контрактных цен факты недостоверного декларирования?)
3. Таможенные органы России не могут предупреждать, а также пресекать в момент их совершения незаконные валютные операции. (ФТС всегда может проводить проверки, особенно в отношении лиц, которые по их предположению систематически нарушают валютное законодательство)
4. Ряд проблем таможня решить не может, но может давать рекомендации и выступать с соответствующими инициативами по ряду вопросов. (Это действительно так, потому что таможня не является органом валютного контроля, поэтому не может издавать соответствующие нормативные акты, чтобы усовершенствовать свою деятельность)
Таким образом, ФТС может эффективно осуществлять валютный контроль при слаженной работе ведомств, должной ответственности сотрудников, своевременной работе с информацией. Принятие статуса «органа валютного контроля» и наделение ФТС всеми соответствующими полномочиями на законодательном уровне улучшит ситуацию в этой сфере, но все равно не решит всех проблем до тех пор, пока в таможне останется коррупция. С этим даже ФТС спорить не будет...