Создание транспортных коридоров и введение в обиход самого понятия стало в последнее время поистине мировым трендом. Осознание важности транспортной составляющей в развитии инновационной экономики - лишь первый шаг. Впереди у России длинная дорога и без огромных денежных вливаний ни одного эффективного "коридора" не построить и не интегрировать их в уже существующие международные. Что сделано за 2012 год в этом направлении и что будет сделано в 2013 - в аналитическом материале "ПРОВЭД"
Основная задача транспортной логистики заключается в создании оптимальных транспортных маршрутов и разработке транспортных цепочек, с помощью которых будет доставляться груз. Для доставки груза с наименьшими затратами для клиента и в оговоренные сроки, необходимо осуществить правильную разработку ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА. Этот коридор представляет небольшую часть международного или внутреннего транспортного механизма, обеспечивающего перевозки больших объемов груза между обширными географическими областями.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР – это условное обозначение воздушного, наземного или морского пути для движения транспорта по определенному маршруту. В авиации используется понятие «воздушный коридор». Как правило, он определяется заранее, при составлении маршрута.
Реализация экономического потенциала СНГ требует создания международных транспортно-коммуникационных коридоров, развития энергетического и научно-технического партнёрства, наращивания экспорта и стимулирования инвестиционных процессов. Об этом говорится в декларации, принятой главами государств СНГ по итогам декабрьского 2012 года саммита в Ашхабаде. В декларации прямо отмечено, что “считать первоочередной задачей реализацию потенциала экономического сотрудничества СНГ в комплексном решении социально-экономических и других вопросов”. А к наиболее перспективным направлениям в этом отношении следует отнести создание международных транспортно-коммуникационных коридоров.
6 декабря 2012 года в рамках «Транспортной недели» состоялось XXXII заседание Координационного транспортного совещания государств–участников СНГ. С основным докладом выступил А. Сивак, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, заместитель председателя Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ. В своем выступлении он сообщил о результатах функционирования транспортного комплекса государств СНГ. За 9 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года перевозки грузов по странам Содружества увеличились в среднем на 7,2%. При этом наибольшего роста объемов перевозок грузов достигли Казахстан – 15,9%, Туркменистан – 8,3% и Азербайджан – 6,5%.
Кроме того, министр РБ констатировал, что политик транспортных ведомств государств СНГ стала более согласованной. Одним из примеров министр назвал создание необходимых условий и переориентацию больших объемов белорусских грузов, включая калийные удобрения, на российские порты Западного бассейна, в частности на порт Усть-Луга.
Важным направлением сотрудничества в транспортной сфере, по мнению А. Сивака, является совместное использование и развитие системы международных транспортных коридоров (МТК). В развитии МТК страны СНГ проявляют высокую заинтересованность, и в наибольшей степени – Украина, по территории которой проходит большинство панъевропейских транспортных коридоров. Выгода от совместного использования системы международных транспортных коридоров очевидна всем, подчеркнул министр.
Справка Панъевропейский транспортный коридор система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Была первоначально определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте1994 года, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997 году. Поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими или хельсинкскими коридорами.
За день до этого Москве прошло XIV заседание Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства с участием министра транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолия Сивака и министра транспорта РФ Максима Соколова. В ходе заседания рассматривались вопросы сотрудничества в области железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Участники заседания подвели итоги плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства, а также обсудили проект совместных действий на ближайшие пять лет.
В настоящее время разработан специальный проект евразийского международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Начинается он в Шанхае, проходит через территорию Казахстана и России. Конечной точкой автострады ее авторы видят Санкт-Петербург с его портовыми возможностями. Данный проект был представлен на петербургском Международном форуме «Евразийская интеграция в XXI веке», участие в котором приняли депутаты из разных государств постсоветского пространства. Участники форума анализировали все аспекты евразийской интеграции – ее экономическую, социальную и политическую основу.
Генеральный директор ОАО «Дирекция строительства автострады» Башкортостана Рашит Рафиков проинформировал участников, что новая скоростная автострада будет связывать все транспортные коридоры России. Китайская сторона уже заканчивает свой участок четырехполосной трассы до границ Казахстана, в котором новая магистраль будет пока двухполосной. Ее строительство в Казахстане признано приоритетным государственным проектом. Астана в 2013 году намерена завершить свой участок дороги.
На российской стороне часть нового транспортного коридора совпадает с исторически сложившимся веками маршрутом – Северным шелковым путем. Старые дороги сейчас активно расширяются и доводятся до современного уровня безопасности, комфорта и т.д. Ведь новый транспортный коридор будет рассчитан на скорость до 150 километров в час, чтобы товары из Шанхая в Санкт-Петербург (а это расстояние в восемь тысяч километров) могли доставляться за 8–10 дней.
В настоящий момент активно ведутся работы на участках автострады по территории Башкортостана и Татарстана. Часть трассы будет платной, можно считать удачным примером частно-государственного партнерства. ОАО «СМП-Нефтегаз» уже инвестировало в два участка новой дороги 7,6 млрд. рублей.
По замыслу авторов транспортного проекта, магистраль должна обогнуть Московскую область и пройти по малонаселенным Вологодской, Новгородской и Ленинградской областям – такая современная и заполненная трасса должна стать «вторым дыханием» в жизни этих российских регионов.
Со своей стороны Северная столица готова внести свою лепту в осуществление этого проекта. Так, на создание транспортной инфраструктуры в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году потребуется 32,2 млрд. рублей. Такую сумму озвучил и.о. главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Владимир Шмидт. По его словам, эти деньги необходимы для строительства Серного моста, расширения набережной Макарова, Песочной набережной, Аптекарской набережной, Тучкова моста, а также благоустройства Крестовского острова. По плану работы закончатся к 2015–2016 годам. После этого в Петербурге появятся транспортные коридоры в обход центральной части города. К примеру, Серный мост поможет обеспечить круглосуточную связь между Васильевским островом и Петроградской стороной.
Министры Союзного государства на совместном заседании в Москве уделили особое внимание вопросу модернизации инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси и России. Мнение по данному вопросу сложилось одно - в настоящий момент преступно не использовать транзитные возможности Союзного государства максимально, глупо не предлагать новые, более интересные и выгодные варианты доставки грузов третьих стран по единой транзитной территории от Бреста до Владивостока, Алтая и Петрозаводска.
Практически в последние дни 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила предоставления и распределения в 2013-2014 годах субсидий субъектам РФ на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам Север-Юг и Восток-Запад, сообщает пресс-служба правительства. Выделение средств на эти цели в объеме 3 млрд. рублей предусмотрено федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Отмечается, что реализация постановления будет способствовать повышению уровня безопасности при осуществлении различных видов перевозок, позволит обеспечить дополнительный контроль транспортных средств.
Ещё на саммите АТЭС глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов уведомил, что будут сформированы транспортные цепочки, включающие Северный морской путь, БАМ и Транссиб. А Президент Владимир Путин предложил странам этого региона оснащать транспортные узлы и коридоры российской системой навигации ГЛОНАСС. Это поможет повысить эффективность и надёжность логистических цепочек.
Особое внимание развитию ГЛОНАС-технологий, по заявлению президента некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александра Гурко, будет уделяться регионам, входящим в транспортные коридоры - системы, концентрирующие на важнейших направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. “Это тот проект, который позволит обеспечить комплексное и масштабное внедрение навигационно-информационных технологий в регионах транспортных коридоров, а в последующем подобная практика будет распространяться и на другие регионы”, - отметил Гурко.
Например, попавшей в число приоритетных регионов Республике Татарстан будут выделены дополнительные средства на мониторинг перевозки опасных грузов, управление автомобилями скорой помощи и коммунальной техникой, более широкое внедрение системы высокоточного позиционирования, контроля за инженерными сооружениями, кадастровые системы, системы геодезии, системы мониторинга сельскохозяйственной техники.
В 2013-2014 годах Смоленская область, по территории которой проходит один из главных транспортных коридоров России - магистраль Москва-Минск, рассчитывает получить из федерального бюджета 90 миллионов рублей на развитие ГЛОНАСС-технологий. Наряду с решением общих задач, власти региона надеются использовать эти средства для внедрения системы контроля за движением тяжеловесных грузов по территории Смоленщины и оснащения остановок пассажирского транспорта в Смоленске электронными табло.
В начале декабря правительство России приняло решение о выделении в 2013-14 годах субсидии на внедрение навигационно-информационных систем в ряде регионов, по территории которых проходят основные транспортные коридоры страны. Общий объем выделяемых средств составит 3,5 миллиарда рублей, а получателями субсидии станут 32 региона России, в том числе в ЦФО - Владимирская, Воронежская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области.
По словам заместителя губернатора Смоленской области Петра Лопашинова, власти ждут от этой работы самых разнообразных результатов. Например, самое простое: благодаря системе контроля за государственным и муниципальным транспортом, коммунальной техникой ожидается резкое (до 30 процентов) сокращение бюджетных расходов на горюче-смазочные материалы.
На средства, полученные из федерального бюджета, регионы, по территории которых проходят основные транспортные коридоры, должны внедрить обязательный набор систем. К их числу относятся система управления пассажирским транспортом, система мониторинга перевозки опасных грузов и движения школьных автобусов, система управления автомобилями скорой помощи и коммунальной техникой. С 1 января в России вводится плата за провоз по федеральным автомагистралям тяжеловесных грузов, и власти Смоленской области отчетливо понимают, что все эти машины немедленно сойдут с магистрали М1 Москва-Минск и начнут двигаться по трассам регионального значения, нанося их дорожному покрытию непоправимый ущерб. Поэтому самой приоритетной задачей после получения субсидии для администрации Смоленской области станет внедрение системы контроля за движением тяжеловесных грузов.
Правда, далеко не все благополучно обстоит в вопросе развития транспортных коридоров. Так, в конце прошлого года стало известно, что Правительство РФ больше не заинтересовано в поддержке крупномасштабного проекта Мурманского транспортно-логистического узла. На заседании правительства было решено отменить указ 2008 года о создании Мурманского транспортного узла. Это решение, вероятно, будет неприятной неожиданностью для Мурманской области, особенно спустя всего лишь пару месяцев после известия о том, что реализация Штокмановского проекта будет отложена.
Проект создания Мурманского транспортного узла должен был стать крупным инвестиционным проектом, в котором Мурманску отводилась роль крупной перевалочной базы для контейнерных перевозок, нефтепродуктов, угля и удобрений. Мурманский транспортный узел должен был быть интегрирован в международный транспортной коридор Север-Юг.
В рамках проекта было заложено финансирование в размере 66 млрд. рублей (около 1,6 млрд. евро) из федерального бюджета, в то время как РЖД планировала потратить более 41 млрд. рублей (около 1 млрд. евро) на строительство новых подъездных путей в районе Мурманского торгового порта. Мурманский транспортный узел стал бы грандиозным инвестиционным проектом федерального значения, который можно было бы сопоставить только с масштабами Олимпийских игр в Сочи.
В пресс-релизе правительства Мурманской области говорится, что указ, подписанный премьер-министром Д.Медведевым, носит технический характер и реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» осуществляется в плановом режиме.
В вопрос совершенствования функционирования транспортных коридоров привнесено немного экзотики. Стало известно, что в 2013 году в Кремле и Доме правительства появятся, возможно уже в первом квартале 2013 года, вертолетные площадки в рамках реализации планов по созданию системы транспортных коридоров в воздушном пространстве Москвы для передвижения высших должностных лиц страны, поведал управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин. По этому вопросу решения не только проработаны, но и утверждены. Управляющий делами президента РФ подчеркнул, что в целом ведется проработка вариантов развития воздушных коридоров и в перспективе появится возможность перемещаться на вертолетах не только президенту и премьеру, но и другим лицам.
Что касается создания международных транспортно-коммуникационных коридоров, то и здесь за прошедшее время сделано не мало. В частности, пилотный проект на российско-эстонской границе, целью которого стало создание отдельного коридора для упрощения пересечения границ на грузовом транспорте и уменьшения времени таможенного контроля, торжественно был открыт 25 сентября руководителями таможенных служб соседних стран. В церемонии открытия на пограничном пункте Койдула-Куничина гора приняли участие генеральный директор НТД Марек Хельм и глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов.
В рамках этого проекта уполномоченные правительствами двух стран фирмы получают право на более быстрое прохождение через границу грузовых машин. Таким образом, система организации очереди на границе будет дополнена пунктом регистрации на быстрые транспортные пути.
Во второй половине декабря в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Турции вступило в действие соглашение по транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия. Документ предусматривает согласованные транзитные тарифы на данном маршруте, которые, как предполагается, будут ниже транзитных расценок в РФ минимум на 10-13%. Транспортный коридор пройдет через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, в обход России. По такому же маршруту пройдут газопроводы из Азербайджана и Средней Азии в Европу.
Как известно, подписание соглашения состоялось в конце ноября. В рамках заседания министров транспорта стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) четыре государства подписали Соглашение «О транспортном коридоре Европа, Кавказ и Средняя Азия».
В системе транспортных коридоров в евроазиатском сообщении одним из направлений развития континентальных связей является транспортный коридор «Север – Юг», опирающийся на мощную и разветвленную сеть транспортных коммуникаций России, Ирана, Индии и других стран. Использование данного маршрута доставки транзитных грузов из стран Тихого океана и Персидского залива через Иран, Каспийский регион, Россию и далее в страны Восточной и Западной Европы позволяет втрое укоротить существующего маршрут того же назначения через Суэцкий канал.
В первых числах декабря в рамках заседания по проекту транспортного коридора «Север-Юг» и развитию железных дорог представители транспортных администраций Азербайджана, России и Ирана подписали три документа о сотрудничестве. Один из документов является трехсторонним, а оставшиеся два были подписаны между Азербайджаном и Ираном, и Ираном и Россией. Трехстороннее соглашение предусматривает ускорение строительства южного транспортного коридора. Отдельное соглашение между Ираном и Россией подразумевает сотрудничество в области строительства железных дорог и технического обеспечения, а также охватывает электрификацию железной дороги Тегеран - Бандар Аббас.
Глава управления железными дорогами Ирана Абдулали Сахиб Мухаммеди отметил, что транспортный коридор Север-Юг является одним из важных транспортных проектов, и особенно важно отметить его роль с точки зрения развития железнодорожного транспорта. В настоящее время поставка грузов по маршруту Север-Юг осуществляется по морю, что затягивает этот процесс до 45 дней. После строительства железной дороги этот временной отрезок может быть сокращен до 25 дней. Одним из преимуществ этого коридора является то, что это ускорит процесс развития отношений с европейскими странами, а значит, на 30% сократить стоимость транспортировки грузов.
Проект строительства железнодорожной линии Решт (Иран) - Астара (Иран) - Астара (Азербайджан) имеет большое значение для развития международного транспортного коридора «Север – Юг», товарный рынок которого оценивается в 25 - 26 миллионов тонн к 2015 году. Значительная часть коридора «Север – Юг» проходит по железным дорогам России, на которую приходится в зависимости от маршрута 33-53% от общей протяженности сухопутной части коридора. В настоящее время сдерживающим фактором развития коридора является необходимость производства погрузочно-разгрузочных работ в портах Индии, Ирана и России и их высокой стоимостью. Создание прямого железнодорожного сообщения по западному побережью Каспийского моря может существенно повлиять на рост рынка перевозок в регионе и стать хорошим стимулом для расширения внешнеэкономических связей этих стран с государствами Европы.
Владимир Путин, выступая год назад на Всероссийской конференции транспортников, дал ряд рекомендаций по улучшению состояния дел в отрасли, прежде всего, касающихся госконтроля за безопасностью. Кроме того, он пообещал отрасли масштабные финансовые вливания, благодаря которым объём дорожного строительства за десять лет вырастет вдвое, а размер дорожных фондов до 2020 года превысит 8 триллионов рублей.
Комментарии
ЮНЫМ ГЕРКУЛЕСАМ .. ДАЙ ЗАНЯТИЕ..
***********************************************
ОТ ВСЕЛЕНСКОГО ИНФОРМБЮРО № 1314