Reference News от 10 ноября сообщает, что в российских СМИ в конце октября появилась новость о том, что некая китайская компания проинвестировала в сферу туризма на озере Байкал в размере $11 млрд. Источником данного сообщения стала Байкальская туристическая компания в Иркутске. Эта компания подписала с China Top View Ltd. меморандум о намерениях сотрудничества в строительной сфере близ озера Байкал.
Почти ни у одного печатного издания в России не возникло мысли о том, является ли эта цифра инвестиций реальной? Кто именно выступил в качестве инвестора? Финансирование зимних Олимпийских игр в Сочи обошлось в 325 млрд руб., то есть примерно $10 млрд (по курсу 2014 года). Из их числа доля финансирования туристической сферы не достигла и $3 млрд.
Специалисты уверены, говоря о сумме инвестиций в сферу туризма на Байкале в размере $11 млрд, с точки зрения коэффициента окупаемости инвестиций, этот проект самый странный и рискованный. Байкальское туристическое агентство сообщило на внутренней ленте информагентств, что данная цифра преувеличена китайскими аналитиками. Сотрудники руководящего звена поделились с журналистами, что среди инвесторов числятся и российские компании, однако кто в конце концов является главным инвестором — остается коммерческой тайной. Байкальское туристическое агентство принадлежит Олегу Дерипаске. Отмечается, что сфера мировых инвестиций еще не сталкивалась с такого рода щедрым поступком.
Традиционно китайские инвесторы предпочитают больше финансировать рынок энергоресурсов и финансов. Начиная с 2016 года они усиленно скупали акции европейских и американских IT-компаний, а также предприятий химической промышленности. Однако китайцы за границей никогда не инвестировали колоссальные суммы в туристические сферы. Тем не менее, проявляется многолетний и огромный интерес китайцев к покупке российских товаров и воды из Байкала. С 2013 года в планах у китайской компании LETV было строительство завода по производству бутилированной воды из Байкала, а также продажа ее в Китай. После решения Медведева о подписании квоты на байкальскую воду в 2013 году такая возможность стала реальной. Квота для китайских бизнесменов равняется 3,5 млн куб. м воды.
В конце сентября 2016 года представитель LETV в России заявил, что данная компания намерена уже этой осенью начать поставки воды, товарный знак воды уже зарегистрирован. LETV в ближайшие несколько лет собирается добывать 2 млн куб. м воды. Российские аналитики подозревают, что масштаб этого туристического проекта России и Китая есть не что иное, как рекламный трюк. Байкалу требуется благоприятная туристическая сфера и финансирование, но никак не размах проекта. Представители этой компании, используя подписанный ранее меморандум, могут рассчитывать на помощь любой страны, а также на снижение или освобождение от налогов и переговоры с чиновниками.
Развитие актуальности туризма на Байкале это факт, а вовсе не вымысел. Согласно данным туристического бюро по Иркутской области, начиная с 2013 года ежегодный поток туристов составляет 1,2-1,3 млн человек, среди них иностранцев — 130-140 тыс. человек, количество туристов в восточной Сибири ежегодно возрастает на 20-25%. Допустим, что количество европейских и американских туристов в 2014 году сокращается, а затем начинает расти. Заменим их на китайских туристов. Прирост китайских туристов удивительный, в 2015 году примерно среди 15000 иностранных туристов доля китайцев 45-50%. По причине спада курса рубля и близкого полета для китайцев это прибыльная туристическая зона. Главной задачей турагенств было растянуть туристический летний сезон на весь год. Привлечение туристов в зимний сезон в горнолыжную зону может стать прибыльным фактором. Всё это вместе с оценками аналитиков ясно показывает, что туристическая зона на Байкале нуждается в инвестировании. Однако следует понимать, что туристическая сфера Иркутска — китайская. Рыночные участники считают, китайские туристы наперебой стремятся к индивидуальной курортной зоне. Раз «подвинув» других туристов, новые смогут найти более уединенное местечко. Аналитики полагают, чтобы вернуть $11 млрд, ежегодно необходимо примерно 5-7 млн туристов. Это число сравнимо с числом туристов в Риме. Китайские туристы постоянно выбирают дешевые авиалинии и отели. Несмотря на высокую преданность китайцев России, Иркутску будет сложно конкурировать с Римом.
Существенные инвестиции были произведены в сибирские санаторно-курортные зоны ($1-3 млрд). Среди этого числа подавляющая часть была уплачена китайскими компаниями. При осуществлении финансирования инфраструктуры китайцы хотят не только открытия китайских кафе, ресторанов и торговых центров, но и добычу воды из Байкала. Китайский туризм на Байкале также служит отличным маркетинговым ходом для распространения бутилированной воды в Китай. В ближайшие несколько лет китайский рынок повысит необходимый объем воды на 5-10 млн куб. м. Озеро Байкал является не только самым близким, но и самым большим источником пресной воды для китайцев.
Этой осенью руководящий аппарат LETV Group и губернатор Иркутской области Сергей Левченко достигли соглашения по экспорту питьевой воды и постройке завода, несмотря на то, что пока документ не подписан. Можно предположить, что меморандум об инвестициях позволит российским чиновникам в каждой области решать вопросы в процессе дискуссии, включая вопрос о строительстве завода на границе с Байкалом. Согласно данным китайских источников, российская сторона твердо придерживается всех экологических норм, квот на выкачку и производство бутилированной воды. В то же время, китайская сторона приучается к экономии рабочей силы для получения выгодной цены. Это озеро действительно представляет для Китая пласт для производства и развития, но вместе с тем есть опасность загрязнения водохранилища и почвы. Уровень воды снизился за последние несколько лет, колодцы в окрестностях высохли. Руководство республики Бурятия надеется, что китайское производство по водозабору не нанесет ущерб экологии. По данным фонда развития Бурятии, ежегодно из Байкала можно добывать не более 4 тонн воды без нанесения ущерба экологической системе.
Сейчас китайская сторона занимается сооружением водоприёма и началом производственных работ, а также вопросами по транспортировке бутилированной воды через ж/д сообщение. Стоимость всего проекта оценивается в 1,6 млрд рублей. В нем будут принимать участие 500 человек, из которых 70% это местные жители.
На Байкале уже есть несколько небольших предприятий, которые занимаются добычей и сбытом воды. Среди них такая известная компания как BAIKALSEA Company, ее партнером выступает Байкальская туристическая компания. BAIKALSEA Company позиционирует себя как дистрибьютор, а также как крупная компания-производитель и поставщик минеральной бутилированной воды. Это предприятие уже выставило байкальскую воду на рынок Москвы и других регионов. Тем не менее, её собственником является иностранная ESW Investment Ltd.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии