Контрафактный алкоголь и антиалкогольная компания делают свое дело…
Согласно таможенной статистике, кризис постепенно приходит в алкогольную отрасль. Падает не только производство крепкого алкоголя, сокращается и доля импортируемого продукта. Подводя итоги 2013 года, становится очевидно, что в РФ сократились объемы импортируемого виски, такая ситуация сложилась впервые с кризисного 2009 года. Эксперты полагают, что здесь свою роль сыграл ряд факторов, таких, как антиалкогольная компания, стремительный рост акцизов и, как следствие этого, увеличение доли контрафактного алкоголя.
Данные таможни свидетельствуют о том, что в 2013 году в Россию завезли 13,41 млн. декалитров (дал) крепкого алкоголя (водка, виски, джин, абсент, коньяки и бренди, текила, ром и прочие ликероводочные изделия). По цифрам статистики за 2012 год, импорт сократился незначительно — всего 1,2% 13,57 млн дал)... Нужно отметить, что начиная с 2009 года объемы ввоза в Россию крепкой алкогольной продукции росли. Если в кризисном 2009 году импорт сократился на 28,2%,( 8,46 млн дал), то далее динамика цифр была другая, в 2010 году 11,12 млн дал, а по данным 2011 года, в Россию было импортировано 11,8 млн дал.
Из многообразия импортируемой алкогольной продукции, самыми закупаемыми по объемам в России являются водка и виски, но за 2013 год даже они показали спад.
Главным импортером водки в Россию в 2013 году, как и несколько лет до этого, стал ТД "Мегаполис" (Украинская Global Spirits, марка "Хортица"): поставки показали рост на 3,7%, ( 2,8 млн дал).
Второй же крупный игрок на рынке водочной продукции компания "Национальные алкогольные традиции" (НАТ; украинская "Баядера"; водка "Хлебный дар") за 2013 год сократила свои поставки в два раза (0,4 млн дал). Как раз снижение поставок НАТ, у которой в недавнем прошлом возникли серьезные проблемы с оптовой лицензией в России, отрицательно повлияло на общие объемы импорта водки.
Импорт виски показывал неизменно положительную динамику начиная с 2009 года. Главным импортером здесь является Diageo ( Johnnie Walker) в этом сегменте рынка доля компании в 2013 году составила порядка 31,66%. По данным ФТС видно, что объемы поставляемых Diageo виски за минувший год выросли на 8% ( с 1,2 млн до 1,3 млн дал). У конкурентов компании дела в прошлом году явно не заладились: Pernod Ricard (Chivas) и Bacardi Rus (Dewar`s) — в минувшем году сократили импорт виски на 15%, (0,5 млн дал). и 25%, ( 0,6 млн дал).
Эксперты и непосредственно импортеры алкогольной продукции полагают, что сокращение по импорту виски, а также других категорий крепкого алкоголя связанно со стремительным ростом акциза, увеличившегося в 2013 году на 33% ( 400 руб. за 1 л безводного спирта). Помимо этого, отрицательно на поставки влияет запрет на рекламу алкоголя, что в какой-то степени отпугивает иностранных производителей. Есть мнение, что сокращение доли импорта обусловлено тем, что рынок просто исчерпал свои возможности и находится в стадии насыщения.
Сокращение импорта алкоголя вполне может быть связано также с увеличением объемов контрафакта и подделок известных зарубежных брендов. Если в 2009-2010 годах доля поддельного виски на рынке была в районе 10%, то на сегодняшний день эта цифра не менее 20%. Проблема контрафактной продукции остро стояла и на рынке водочной продукции, доля нелегальной водки в 2013 году увеличилась до 40%. Российское производство крепкого алкоголя также переживает не лучшее время, по данным Россата, выпуск водки сократился на 12,3%, ( 85,7 млн дал), коньяк — на 23,9%, ( 7,4 млн дал).
Акциз, увеличившийся в этом году до 25%(до 500 руб. за 1л. безводного спирта) тоже не способствует росту импорта. А ситуация с нестабильностью и ослаблением рубля уже привела к тому, что ряд импортеров стали увеличивать цены.
СПРАВКА:
Декалитр (русское обозначение: дал; международное: daL, dal) — одна из объёмных основных мер в виноделии. Один декалитр равен примерно 10 литрам.