Индекс потребительского доверия Nielsen в РФ в октябре-декабре 2016-го составил 63 пункта и вернулся к значению первого квартала, оказавшись на минимальной отметке за все 12 лет наблюдений. Этот показатель прервал наметившуюся во втором и третьем кварталах тенденцию к росту, говорится в исследовании Nielsen.
По итогам опроса, большинство россиян (84%) считают, что сейчас не лучшее время для покупок. Доля придерживающихся такого мнения респондентов за год выросла на 11 п. п. При этом до минимума снизилось число граждан, которые ожидают скорого выхода страны из кризиса, – до 8%. В своем исследовании эксперты приходят к выводу, что модель потребления окончательно превратилась в модель сбережения, а экономия во всем стала частью образа жизни.
Ранее РАНХиГС представила свой ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения, где указано, что кризис почувствовали на себе 78% россиян. Отмечается и сокращение числа оптимистов – тех, кто считает негативные явления в экономике краткосрочным явлением. Основной формой адаптации эксперты назвали уменьшение расходов на товары и услуги.
Причем в большой степени такая модель характерна для бедных, 92% которых перешли в режим жесткой экономии. Но сокращение потребления специалисты РАНХиГС отмечают и среди представителей относительно обеспеченных и средних слоев населения.