Недавно вновь прозвучавшее предложение президента Владимира Путина «не кошмарить бизнес» прошло едва замеченным. Тем не менее, ПРОВЭД решил узнать у президента ТПП РФ Сергея Катырина его точку зрения на динамику делового климата в России. И поговорить о том, как он видит взаимоотношения ТПП с таможней в вопросах устранения административных барьеров и упрощения внешнеэкономической деятельности.
Сергей Катырин: У ТПП есть Совет по таможенной политике, когда-то я был в нем представителем и заседал с таможенниками. Конечно, таможню никто не любит. И есть известный анекдот:
«Испытываешь чувство благодарности к гаишнику после того, как пообщаешься с таможенником».
Есть вещи объективные, в которых таможню нельзя винить, и есть субъективные, которые таможня могла бы разрешить. Что значит объективные? Приведу пример.
Как-то на заседании у Дмитрия Медведева ругали таможню за то, что у них нет электронного документооборота. До этого я был на совещании стран СНГ, где на площадке были представители таможни разных стран. Я тогда белорусам задал вопрос: «Со сколькими ведомствами белорусская таможня может общаться в электронном виде?». И мне главный белорусский таможенник ответил: «Со всеми». Это достаточно давно было. А когда я нашему главному таможеннику задал тот же вопрос, то он ответил: «С двумя». И как в такой ситуации с него можно требовать электронный документооборот, чтобы платежи, СЭС и прочее разное проходило в электронном виде? Физически он не может это сделать. Это уже вопрос другого уровня, вопрос председателя правительства или заместителя председателя.
Должен быть кто-то, кто сможет интегрировать все ведомства, заставить их работать по одному алгоритму. Тогда таможня сможет многие вопросы решить в электронном виде.
Упрощение процедуры не определяется одним только желанием или нежеланием таможенников, а их действия ориентированы на таможенную политику государства. Отчасти им можно предъявить претензии, но нужно сохранять объективность и смотреть на законодательство. Коррупция в их рядах имеет место быть, но последние посадки показали, что она есть и в других местах.
ПРОВЭД: А когда бизнесу в России будет хорошо?
С.К.: Бизнесу хорошо не будет никогда. Мы оцениваем деловой климат в стране с точки зрения бизнеса, а государство – с точки зрения государства. И критерии у нас совпадают не на 100%. Государству нужно собрать как можно больше налогов, чтобы решать разного рода социальные задачи, поддерживать обороноспособность страны и так далее.
Бизнесу же хочется всегда как можно меньше платить, кому бы то ни было, а лучше всего – вообще не платить, чтобы самим жить безбедно.
Это всегда язык компромисса. Всё в этой жизни относительно. Каждый раз, когда мы добиваемся улучшения чего бы то ни было, например, в законодательстве о госзакупках, в льготах для малого бизнеса – есть повод говорить, что мы сделали некий шаг, и стало лучше. Но сказать, что «бизнесу сегодня хорошо», я думаю, никто не осмелится. Где-то мы движемся вперед, где-то нас пытаются прижать.
П: Стоит ли ожидать роста налогового бремени в ближайшее время?
С.К.: Сегодня власть намного внимательнее слушает бизнес, и, что очень важно, прислушивается к нему. Многие вещи, которые изначально задумываются в тех или иных министерствах, нам удаётся остановить. В качестве примера можно привести предложенное недавно повышение НДС и ряд других налогов. Этого не будет. У бизнес-объединения российского есть своя точка зрения на этот вопрос, и мы (ТПП – прим. редакции) её неоднократно высказывали. Власти было доказано и показано на фактах, что такое решение не улучшит сбора налогов, а вот деградацию бизнеса вызовет – это 100%.
Надо сравнивать сопоставимые вещи. Мы вот только что вернулись с российско-казахстанского бизнес-форума.
Сейчас Казахстан – более привлекательная юрисдикция для бизнесменов, в том числе российских. У них налог на прибыль меньше, НДС меньше, НДФЛ тоже меньше. Естественно, торгпред мне сказал, что за последний год резко возросло число наших фирм, которые там у них зарегистрировались. Вот такие ситуации можно сопоставлять.
Если же говорить о других странах, то у них часто налоговая нагрузка выше. Официально. Потому что у нас ещё есть неналоговые платежи, которые подчас сопоставимы с налоговыми – сейчас мы работаем и над этим тоже. Так вот, у них налоговая нагрузка не меньше, чем у нас, но при этом они имеют длинные дешёвые деньги, которых у нас нет. Сопоставление уже не будет корректным.
Условия для бизнеса сейчас не идеальные, но надо понимать, что мы живём в непростой обстановке, и проблемы есть не только у нас. Во всемирной экономике сегодня очень немного стран могут похвастать таким ростом ВВП, как Индия и Китай.
Конечно, хотелось бы и налогов поменьше, и льгот больше. Но вот против избыточного числа льгот у меня есть возражения. Если льгот слишком много, то здоровая конкуренция прекращается и начинается борьба за льготы: кто «ближе к телу» раздающего льготы, тот и в выигрыше. Льгот, как правило, на всех не хватает, они всегда имеют ограниченный характер – или группе компаний, или группе лиц, а надо бы, конечно, раздавать их адресно.
В целом, я считаю, что бизнес через свои организации научился работать с властью. Поступательно, шаг за шагом, движемся к лучшему климату для бизнеса.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!