На фоне ухудшения экономической ситуации в России пустеет и государственная казна – спад в основных отраслях экономики, санкции и снижение производства и экспорта нефти отрицательно сказались на поступлениях в федеральный бюджет, а расходы по многим статьям, тем временем, набирают обороты. Полугодовые данные, представленные Федеральным Казначейством, уже свидетельствуют о начале серьезных экономических проблем, которые к концу года могут вылиться в затяжной кризис.
По данным ведомства доходы бюджета на 1 июля 2015 года составили 6,62 триллиона рублей, что на 7% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. При этом увеличить рублевые отчисления не смогли ни инфляция (которая традиционно приводит к росту налоговых выплат в бюджет), ни высокий курс доллара (благодаря которому растут отчисления в рамках внешнеэкономической деятельности от таможенных пошлин). По приблизительным подсчетам, снижение обменного курса доллара на один рубль приводит к формированию дополнительных доходов бюджета в размере 260-270 млрд. рублей.
Более того, такое снижение налоговых поступлений не было предусмотрено и планом федерального бюджета – даже с учетом последующих корректировок он был весьма оптимистичен и не предусматривал продолжающееся падение цен на нефть и ухудшение большинства экономических показателей страны.
Всего за 2015 год планировалось собрать 27,9 трлн рублей, но судя по данным за полугодие, даже половину этой суммы накопить не удастся.
Снижение поступлений в бюджет с некоторыми колебаниями наблюдается в течение всего полугодия, однако в июне собираемость резко возросла – курс доллара взлетел вверх на фоне договоренностей США и Ирана в нефтяной сфере, одновременно с тем сам Центробанк активно девальвировал рубль. Все это позволило искусственно увеличить отчисления в бюджет к середине лета.
Однако доходы бюджета сокращались не по всем фронтам одинаково, а только там, где операции связаны с экспортом-импортом товаров. Сокращение импорта (на 40%) привело и к снижению ввозных пошлин, и к уменьшению объемов собранных акцизов и НДС с иностранных товаров. (Отметим, что Федеральное Казначейство разграничивает налоги на ввозимые товары, куда относит акцизы и НДС, и доходы от ВЭД). Что касается экспорта, где доминирующие позиции по-прежнему занимают нефть и нефтепродукты, сборы продолжают снижаться: в связи с низкими ценами на «черное золото» Минэкономразвития в течение полугода ежемесячно меняло ставку экспортной пошлины в меньшую сторону. В результате к началу июля цены на нефть марки Brent стали менее 60 долларов за баррель, а вывозные пошлины снизились со 170,2 долларов за тонну в начале года до 143,1 долларов США в июле.
Кроме того, с 1 февраля обнулен налог на вывоз нефти, добытой в Восточной Сибири, на каспийских и Приразломном месторождениях, равно как и на сжиженный углеводородный газ. Сами объемы экспорта российской продукции также сократились (на 29%).
По приблизительным оценкам снижение цены на нефть на 1 доллар ведет к падению чистых поступлений в российский бюджет на 80 млрд долларов.
Другие увеличившиеся статьи бюджета хоть и выросли по сравнению с прошлым годом, но переломить ситуацию не смогли. К тому же их рост, в большинстве своем, никак не связан даже с минимальными положительными изменениями.
На 10% возросли налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ. В первом полугодии на них пришлось около четверти всех доходов (1,55 трлн рублей). В данную группу включаются НДС и акцизы. Увеличилась эта статья доходов отнюдь не из-за роста налогов или увеличения оборота организаций, а из-за повышения цен на все виды продукции (что, в свою очередь, случилось из-за подорожания сырья и кредитов). В результате предприниматели были вынуждены повышать цены на продукцию и направлять в казну более «увесистый» НДС.
В поисках способов пополнения бюджета государство использует все доступные возможности. Так, на 59% возросли доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Помимо доходов от аренды (увеличились в среднем на 50-200% по различным видам собственности), государство стало активнее продавать имущество, государственные ценные бумаги и использовать различные финансовые инструменты. В 3,35 раза возросли доходы от размещения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов.
Почти в 10 раз увеличились доходы от управления средствами Резервного фонда (проценты, уплаченные за пользование средствами, размещенными в иностранной валюте), в 2,32 раза выросли доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния.
До 439 млрд рублей возросли доходы от размещения сумм, аккумулируемых в ходе проведения аукционов по продаже акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Наконец, на 11% выросли налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (до 1,6 трлн рублей). 85% налогов данной группы составляет НДПИ на нефть (его рост, в свою очередь составил 10% к прошлому году). Основная причина – введение налогового маневра, который предусматривает сокращение ставки экспортной пошлины за счет повышения ставки НДПИ.
Отчисления налогов на добычу полезных ископаемых взлетели с января и продолжают держаться на высоком уровне по сравнению с прошлогодними показателями. Они позволяют поддерживать бюджет, в то время как другие показатели снижаются. Однако это противоречит взятому курсу на сокращение нефтяных доходов в бюджете.
Таким образом, в бюджетных поступлениях становятся все более очевидными старые экономические проблемы, а рост отдельных статей в будущем может обернуться большими трудностями.
Расходы бюджета, тем временем, демонстрируют ещё более плачевную ситуацию. С января по июнь их объем составил 7,5 трлн рублей, увеличившись на 15%. Чем активнее Банк России проводил валютные интервенции, увеличивая курс доллара с целью повысить объем поступающих в экономику рублей, тем сильнее росли расходы в бюджете.
Положение усугубляется и тем, что изначально плановая структура расходов уже была невозможна в принципе, поскольку предполагалось, что ситуация в стране стабилизируется и темпы роста российской экономики ускорятся до 1,2%, нефть возобновит рост, а доллар вновь опустится до 30 рублей. Далекий от реальности план предусматривал, что расходы составят 13,4 трлн рублей по итогу года, однако за 6 месяцев уже потрачено 56% от этой суммы.
Планом также было определено, что расходы будут сокращены: на 16,3% на национальную экономику, на 17,4% на образование, на 33,9% здравоохранение, на 20,7% физическую культуру и спорт, на 13% охрану окружающей среды, на 30,9% на культуру и кинематографию и в 6 раз на ЖКХ. На деле же получилось, что расходы колоссально возросли и по этим, и по многим другим направлениям, если сравнивать с прошлогодней картиной.
На практике оказалось, что больше всего увеличились расходы на охрану окружающей среды (+70%), на физическую культуру и спорт (+66%), национальную оборону (+35%), а также обслуживание государственного и муниципального долга (+31%).
Другими словами, расходы бюджета уже выходят из-под контроля, и едва ли их удастся привести к плановым показателям к концу этого года. Подобный рост бюджетных расходов привел к дефициту бюджета, которого в России в последние годы не было благодаря постоянно растущим нефтегазовым доходам.
По итогам полугодия общий объем дефицита бюджета составил 0,9 трлн рублей. Дефицит при этом пока покрывается за счет внутренних ресурсов − в основном с помощью Резервного фонда, а также дополнительных нефтегазовых доходов, получаемых из-за разницы планируемых и фактических цен на нефть. Эту меру специально ввели с 1 января 2015 года, однако цены на нефть продолжают падать, и средств из этого источника в скором времени уже может не хватить на покрытие дефицита.
Существующие реалии таковы, что уже сегодня в федеральном бюджете появились прорехи, а тенденции тяготеют к разгону инфляции и увеличению дефицита бюджета. Министр экономического развития Алексей Улюкаев 25 августа заверил: несмотря ни на что, в 2016 году резервный фонд ещё не будет опустошен подчистую. «Никакой вероятности потратить все резервы в 2016 году нет. Доходы бюджета снизятся относительно наших ожиданий, но они по-прежнему будут выше того, что зафиксировано в законе о бюджете. Поэтому темпы расходования резервного фонда меньше, чем это зафиксировано в законе. Поэтому и в 2016 году, и в 2017 году такой опасности нет», − заверил чиновник.
Вместе с тем обновленный прогноз Минэка предполагает, что инфляция по итогу года составит больше 11%, отток капитала – 93 млрд долларов, а ВВП снизится на 3,3%, а не на 2,8%, как ожидалось ранее.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД