В России решили поддержать разработчиков IT с помощью государственных закупок. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который может запретить закупку иностранного софта при осуществлении госзаказов.
Извольте объясниться
Изначально в Законопроекте №764677-6 излагалась мягкая форма импортозамещения. Депутаты предлагали создать единый реестр программного обеспечения, куда будут попадать только российские IT-продукты, соответствующие определенным критериям. А также – обязать государственных и муниципальных заказчиков объяснять причины в случае отказа от закупок российских продуктов из данного реестра. В этой редакции документ был принят в Первом чтении.
Ко Второму чтению законопроект ужесточился: теперь речь идет о запрете госзакупок иностранного софта в случае, если есть российский аналог соответствующего качества.
Вот цитата из документа: «Устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок». Далее следует оговорка: «В случае, если … предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения … запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений».
Другими словами, при наличии приличного отечественного аналога, иностранный продукт при госзакупках приобретать нельзя: если же наш продукт плохой или его нет, то можно купить иностранный, но нужно будет публично объясниться.
Мы решили узнать у представителей IT-отрасли, могут ли помочь предложенные депутатами меры отечественным компаниям: мнения во многом разошлись.
Откаты вместо конкуренции
По словам начальника отдела маркетинга НПП СпецТек Игоря Антоненко, в целом эта идея хорошая, но не факт что сработает…
Сейчас российским софтверным компаниям (так называются компании, которые разрабатывают программный продукт) трудно даже попасть на конкурс при госзакупках, не говоря уже обо всем остальном. Их продукцию отсекают еще на этапе составления технических требований - на основе якобы недостаточного функционала. Впрочем, функционал многих российских программных продуктов, действительно, скромнее, чем у раскрученных иностранных аналогов. Но в таком широком функционале, как правило, нет особой необходимости: в большинстве случаев программное обеспечение, которое закупается для управления организацией или предприятием, реально используется лишь наполовину функций. К тому же российский продукт с меньшим функционалом гораздо дешевле.
Почему же тогда при осуществлении госзаказов предпочтение чаще всего отдается продуктам мировых монополистов, продукция которых в разы дороже? Потому что поставщики таких услуг могут себе позволить заплатить высокие откаты чиновникам и прочим лицам, ответственным за решения в крупных закупках.
Возникает другой вопрос: если такие схемы практикуются испокон веков, то где гарантии, что с принятием данного законопроекта, все это не продолжится? Таких гарантий нет. Более того, в документе, говорится, что заказчики обязаны публиковать обоснование невозможности соблюдения установленного запрета, однако при этом закон не устанавливает критериев невозможности. Например, заказчик может прописать в требованиях к продукту, что если предлагаемое ПО не будет иметь хотя бы 5% функций из этого перечня, то предложение будет отклонено. Эти 5% функций могут никогда не пригодиться, но заказчик все равно будет прав, рассказывает Игорь Антоненко.
- В законопроекте не только не устанавливаются критерии «невозможности», но и нет никаких механизмов контроля и проверки того обоснования, которое сформулировал заказчик на этапе закупки, то есть на данный момент фактически полная свобода литературного творчества заказчика. Остается надеяться, что этот пробел будет закрыт подзаконными актами Правительства РФ. Радует, что ко второму чтению из законопроекта исчезло понятие «нецелесообразности соблюдения» устанавливаемого запрета, - добавляет специалист.
Инвестиции в Россию
Но если предположить, что данная инициатива все-таки сработает и российские компании станут получать больше госзаказов, то от этого будет большая польза.
- За последние 20 лет российские государственные заказчики инвестировали десятки миллиардов долларов в разработку программного обеспечения в США и Западной Европе. Инвестиции шли через закупку программных продуктов, услуг сопровождения, технической поддержки. Российские разработчики были лишены этих денег, довольствовались остатками рынка и при этом выжили, что само по себе феномен. Считаю, будет справедливо, если государственный российский пирог с помощью данного законопроекта будет перераспределен в пользу российской индустрии разработки ПО, - говорит Игорь Антоненко.
Эту же точку зрения разделяет генеральный директор компании «3В Сервис» Вячеслав Петухов.
- Главная проблема российских разработок на любом этапе - это малое количество пользователей и ограниченный рынок. Создание законодательным образом рынка для российского программного обеспечения позволит увеличить финансирование разработок и, соответственно, повысит их качество, - отмечает он в комментарии нашему изданию.
«Сделано в России»
Оптимистичных взглядов также придерживается руководитель Комитета по информационной политике партии «Правое дело» Евгений Чернышев. По его словам, госзаказы могут оживить отрасль.
- Я считаю, что меры государственной поддержки должны быть оформлены в виде госзаказов. Нам нужна отечественная операционная система? Безусловно. Нужен весь комплекс системного программного обеспечения, включая средства разработки ПО, драйверы к оборудованию, а также курсы повышения квалификации, мастер-классы и так далее. Разумеется, это задача не на один день и даже не на один год, но правильно оформленный госзаказ способен вызвать существенное оживление внутреннего рынка программного обеспечения, - говорит он в комментарии ПРОВЭДу.
Евгений Чернышев видит потенциал в российском IT-рынке и уверен, что через некоторое время компании смогут обходиться своими силами.
- В том случае, если государству удастся создать некую «национальную» платформу, заинтересовав участников рынка, либо прямо профинансировав их деятельность через госзаказ, то дальнейшие меры поддержки могут быть точечными, либо их может и не быть, так как ИТ-рынок в России весьма высококонкурентен и легко отрегулирует себя сам, - отмечает руководитель комитета.
Дома и стены лечат
Иного мнения придерживается гендиректор компании Fast Reports Михаил Филиппенко. По его словам, подобные поблажки приведут к тому, что отечественные производители в итоге расслабятся и будут довольствоваться тем, что имеют.
- На мировом рынке все равно придется конкурировать с мировыми игроками, а в условиях «зачищенного» пространства будет велик соблазн не выходить на внешние рынки, так как «нас и так неплохо кормят». То есть в долгосрочной перспективе это отбросит назад технологии и спрос, то есть проиграют и производители и потребители, - делится своими опасениями эксперт.
Компаниям нужно сразу ориентироваться на глобальный рынок, чтобы в будущем можно было рассредоточить свои риски по странам, а справиться с этой задачей можно и без внешней поддержки.
- Мы же как-то вышли на зарубежный рынок без поддержки государства. Задача государства - регулировать и не мешать. В частности, упрощение (а то и отмена) валютного контроля в области IT было бы очень полезно, - резюмирует он.
Богатые станут богаче
Не видит смысла в этой инициативе и другой участник рынка, исполнительный директор компании Fun-box Альберт Алиев.
- Доступ к госзаказам есть только у больших компаний. Способствовать росту количества компаний это не будет. Реально эти меры помогут богатым отечественным IT-компаниям стать еще богаче, - рассказывает бизнесмен.
По его словам, российские компании могут стать конкурентнее, если, наконец, уделят должное внимание нетехническим моментам.
- Мы исторически имеем очень приличную математическую школу, соответственно, и качество разработчиков у нас достаточно высокое. Но сам код – это лишь одна пятая часть успешного IT-продукта. Еще есть дизайн, юзабилити, маркетинг. Мы отстаем в меньшей степени непосредственно в разработке, в большей степени в остальных компонентах, - объясняет Альберт Алиев.
Государство может оказать поддержку отечественным компаниям, но не запретами и не ограничениями. Намного больше пользы было бы от упрощенной системы налогообложения и налоговых льгот для IT-компаний, от финансовой поддержки профильных институтов, новых технопарков и так далее, отмечает представитель отрасли.
Новое эмбарго?
Вполне вероятно, что законодатели пока прощупывают почву, присматриваются, опасаясь одним махом запретить иностранный софт, как некогда были запрещены продукты из «санкционных» стран.
Об этом же свидетельствуют слова главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, который ранее сказал «Известиям», что комитет пока не планирует принимать закон, который бы запретил использовать иностранное ПО в России. По его мнению, надо хотя бы год посмотреть, как будет работать данный законопроект, а уже потом принимать дальнейшие решения.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии
У меня тоже нет особого оптимизма на этот счет. Тем более, что конечный вариант документа сильно изменился. Участники рынка оценивают ситуацию по-разному: кто-то jочень ждет преференций от государства, кто-то говорит о том, что нужна жесткая конкуренция на внутреннем рынке (иначе все расслабятся), а также поддержка экспортеров, кто-то говорит о коррупции, как вы, и не верит в какой бы то ни было положительный результат. Будем следить за этой ситуацией, по мере возможности.