В Калининграде на базе Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» планируется создание судостроительного кластера. О перспективах развития отрасли в регионе в у словиях современной экономической и политической ситуации корреспонденту ПРОВЭД рассказал помощник генерального директора ПСЗ «Янтарь» по развитию Сергей Последов.
- В чём смысл создания в регионе судостроительного кластера?
- Наше предприятие обеспечено работой как минимум до 2020 года – объём работ в рамках исполнения государственного оборонного заказа обеспечит плановую загрузку предприятия в горизонте планирования 2020 года. Но после исполнения заказов Министерства обороны объёмы государственного финансирования резко сократятся, останется только судоремонт, а это сравнительно небольшие объёмы для нашего предприятия. Поэтому мы поставили перед собой амбициозную цель – увеличить в четыре с половиной раза объём выпуска гражданской продукции.
- Какие суда будут востребованы?
Свою нишу на рынке гражданского судостроения мы видим: это высокотехнологичные суда среднего класса. К примеру, сегодня есть высокая доля уверенности, что может быть заказ на 7-8 госпитальных судов, как для оказания услуг в формате деятельности отечественного ВМФ, МЧС, Минздрава, так и на экспорт. Россия имеет большой опыт эксплуатации подобных судов – они были в составе ВМФ СССР. Сегодня наш флот возвращается в отдалённые районы Мирового Океана, а значит, морякам понадобится сложная и срочная медицинская помощь, будет необходимость в реабилитации членов экипажей кораблей и подводных лодок, долгое время находящихся на боевой службе, отдыха личного состава эскадр. Плюс подобные суда востребованы в таких странах как, например, Индонезия или Океания, там, где есть много отдалённых островов, и существует опасность стихийных бедствий: цунами, извержений вулканов.
Ещё одно направление – рыбопромысловый флот. Долгое время в нашей стране его почти не строили, так что сейчас он требует замены практически весь, а это порядка 450 корпусов! Конечно, возникают финансовые проблемы: рыбопромысловым фирмам сложно потянуть обновление своего флота, но здесь помощь готовы оказать банки, предоставив кредиты с отсрочкой выплат до окончания строительства судна. Или вспомогательный флот: в России 63 порта, для них требуется около 4000 единиц судов обеспечения – это лоцманские катера, мусоросборщики, буксиры, дноуглубители, пожарные суда. А ещё есть перспектива строительства туристическо-экспедиционных судов: сегодня стоимость путёвки в Антарктиду или по Северному Морскому пути начинается от 20 тысяч долларов, а выполняют подобные рейсы старые ледоколы. Значит, есть необходимость строительства специализированных туристических судов ледового класса, имеющих на борту всю туристическую инфраструктуру, плюс подводные аппараты. Эти же суда, после минимальной переделки, могут использоваться и в качестве экспедиционных – для арктических или антарктических экспедиций.
Есть ещё суда обеспечения нефтегазовой отрасли: сегодня только на Ямале планируется построить мощную инфраструктуру нефтепереработки и сжижения газа, а также портовых терминалов загрузки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Для обслуживания данных объектов и обеспечения деятельности понадобится строительство десятков единиц судов технического обеспечения и портовой инфраструктуры ледового класса. Кроме всего вышеперечисленного мы можем строить грузопассажирские паромы ледового класса и с уникальными параметрами скорости и стабилизации.
- Что будет представлять собой кластер?
- Мы планируем создать в Калининградской области новейшую инфраструктуру гражданского судостроения, сосредоточенную на сборке судов и с максимальной локализацией сопутствующего машиностроения. Как можно больше операций по производству, комплектации и поставке узлов, агрегатов и комплектующих необходимо отдавать на аутсорсинг региональным предприятиям малого и среднего бизнеса, привлекать предприятия для покраски, прокладки электропроводки и наладки систем энергообеспечения и автоматизации управления. В Калининградской области большое количество судостроительных и судоремонтных предприятий, сосредоточенных на небольшой территории, есть возможность экономить на логистике, складах.
- Но ведь конкурировать придётся с «тиграми Юго-Восточной Азии», у которых очень низкие издержки производства! Что внушает вам надежду на победу в конкурентной борьбе?
- Не надежду, а уверенность! Уверенность в успехе внушают несколько факторов. В первую очередь, это история судостроения на территории Калининградской области. У нас несколько поколений судостроителей отработали в этой отрасли. И эти несколько поколений судостроителей сформировали здесь культуру судостроения, наработали определённые знания. В результате мы можем загружать новые технологии, новые знания, новые инструменты и модели судостроения в комфортную среду. Если на какой-то территории население, исторически, пасло овец или ловило рыбу с берега, то убедить его строить корабли будет очень сложно: среда не подготовлена психологически, исторические знания у людей – другие. Калининград в этом отношении территория очень комфортная.
Кроме того, Калининградская область имеет преимущества, обусловленные климатом и географией: у нас мягкая зима, а сам Калининград – незамерзающий порт, что позволяет вести строительство судов в круглогодичном режиме, причём на всех циклах - не только в сухих доках или эллингах, но и у достроечной стенки – без остановок.
Калининградская область – это ещё и свободная экономическая зона. Я убеждён, что судостроение – если и не единственная, то одна из немногих отраслей, имеющих такой набор преференций, льгот и возможностей государственной поддержки. Соответственно, если сложить в совокупности всё это, плюс развитый машиностроительный комплекс, развитую инфраструктуру образования – в первую очередь, среднего технического, но и высшего тоже, то мы получим условия такие, как были в Южной Корее 20 лет назад, когда она совершила рывок в области судостроения.
Если взять стоимость строительства судна гражданского назначения в Санкт-Петербурге за «1», то с условием использования всего перечня возможных преференций и механизмов государственной поддержки, в Калининградской области оно будет - «0,4», и сравнимо с показателями строительства по стоимости и срокам, например, в Германии, а, следовательно, конкурентоспособно! Об образовании хочу сказать отдельно: в регионе есть база для того, чтобы развернуть отдельный, образовательный кластер. Здесь поможет близость Европы, откуда можно первое время, пока не хватает своих специалистов и преподавателей профессионального обучения и переподготовки кадров, приглашать преподавательский состав.
Исходя из политических реалий сегодняшнего дня, мы понимаем, что наша инициатива развития отечественного машиностроительного комплекса для судостроения будет поддержана на всех уровнях, в том числе в плане привлечения государственных ассигнований. Отрасль стратегическая в национальной экономике, а наши проектные и кластерные инициативы полностью соответствуют тем направлениям развития, которые представил президент РФ Владимир Владимирович Путин в своём послании Федеральному Собранию.
- Если речь зашла о деньгах, то имеет ли под собой достаточную материальную базу этот амбициозный проект?
- Если говорить о заводе «Янтарь», то мы принимаем участие в целевой программе модернизации предприятий оборонного комплекса. В ближайшее время будет обновлён станочный парк, будет обновлена инфраструктура, в том числе достроечная набережная и прочее, и прочее, там достаточно широкий перечень мероприятий. С одной стороны, нам это позволит увеличить рост производственных показателей, в первую очередь, производительности труда. Но, весте с тем, мы понимаем, что этого недостаточно для того, чтобы говорить о конкурентоспособности и выходе на отечественный, а тем более на международный рынок. Именно поэтому мы и выступили инициаторами создания судостроительного кластера: только объединив ресурсы и потенциал всего машиностроительного комплекса региона мы могли бы сделать качественный скачок. Одно предприятие, какое бы мощное оно ни было, даже «Звёздочка» или «Адмиралтейские верфи», не в состоянии быстро переориентироваться на выпуск гражданской продукции и выйти на нужный уровень конкурентоспособности. Надо отдавать должное действительности. Поэтому выход один – это широкая кооперация: производственная, технологическая, проектная и эксплуатационная.
- При воплощении в жизнь проекта судостроительного кластера вы рассчитываете исключительно на отечественные инвестиции или ждёте и зарубежных? Будут это средства из госбюджета или ещё какие-то?
- Мы, в принципе, не сильно рассчитываем на госбюджет. Не потому, что мы этого не хотим, а потому, что понимаем: гражданское судостроение – высокодоходный бизнес. Да, при соблюдении некоторых условий: срок строительства судна, цена постройки и качество исполнения. Если мы выдержим эти условия конкурентоспособности, а именно для этого мы и затеяли эту большую проектную авантюру (авантюру в лучшем смысле этого слова – от греческого слова «авантэ» - вперёд), то я точно знаю, что мы выйдем на источники корпоративного инвестирования, на источники кредитных ресурсов, как отечественных, так и зарубежных. Потому что, какие бы процессы ни происходили на глобальном и политическом уровне, Россия была, есть и навсегда останется стратегическим партнёром для многих стран, во многих отраслях экономики. И судостроение здесь не просто «в том числе», а, наверное, «в первую очередь».
Возможность выйти на российский рынок, даже в форме совместных предприятий, и получить доступ к реализации масштабных программ в такой отрасли как судостроение без сомнения будет интересно самому широкому спектру зарубежных стран-партнёров, и в том числе тех, кто на сегодняшний день якобы противостоит нам в виде санкций. Это и Германия, и Финляндия, и Швеция, и Польша. Когда мы сформируем все те предложения и факторы, о которых здесь уже говорилось, я вас уверяю: желающих вложить деньги в проекты строительства гражданских судов будет более чем достаточно.
- На совещании в Калининградской областной Думе, посвящённом созданию судостроительного кластера, неоднократно упоминалось, что одна из основных проблем – кадровая. Между тем, не так далеко от Калининграда расположен город Гданьск, где со времён Варшавского договора существует мощный судостроительный завод, строивший суда обеспечения и боевые корабли для ВМФ СССР. Между тем, безработица в приграничных воеводствах Польши достигает 25 процентов. А в Калининградской области безработица - меньше процента. Не планируется ли использовать на предприятиях кластера иностранную квалифицированную рабочую силу?
- Я попытаюсь пересказать мнение одного из экспертов в привлечении персонала, который был у нас на совещании. Не буду называть фамилию, но интересен сам посыл. Мы, помимо того, что выступили с инициативой создания судостроительного кластера, модернизации и развития производства, сегодня формируем развёрнутую программу развития кадрового потенциала. За этим пафосным и не совсем понятным названием стоит очень широкий перечень инструментов и механизмов материальной и социальной поддержки сотрудников. Начиная с поддержки материнства и детства, детского спорта, детского творчества и заканчивая поддержкой в приобретении жилья, оплаты ипотечных кредитов и так далее: поддержка повышения уровня образования, получения дополнительного образования, защиты кандидатских диссертации и внедрения практикующих преподавателей, поддержки рабочих и инженерных династий… Очень широкий спектр! Параллельно с этим мы практически сформировали и в начале следующего года запускаем долгосрочную программу строительства жилья, до 2020 года запланировано сделать порядка 2000 квартир. Это очень масштабная программа, немного найдётся не только в Калининградской области, но и по всей России предприятий, которые инициировали такую программу. Всё это в совокупности, помимо того, что мы в процессе модернизации, развития производства, запуска проектов гражданского судостроения, по сути, делаем гарантированные рабочие места с высоким уровнем заработной платы, с высоким технологическим уровнем, может стать причиной возвращения соотечественников, россиян, которые в 90-е годы уехали на «хорошую работу» в Германию, Северную и Центральную Европу, и которые, имея хорошую квалификацию и инженерное образование, опыт работы в судостроении, работают в Европе дворниками или сантехниками. Поэтому, когда мы сформируем всё то, что я перечислил, мы можем получить мощный поток возврата соотечественников из-за рубежа. А при том, что у нас есть ещё и государственная программа поддержки возвращения соотечественников из-за рубежа, результат может превзойти все ожидания.
Отвечая же конкретно на вопрос, могу сказать, что мы не отрицаем того, что к нам поедут работать граждане из Польши, Германии, стран Балтии. Почему нет? Это нормальная трудовая миграция, это развитая во всём мире практика. Механизм привлечения кадров может быть временный, для реализации какого-либо проекта: в то время, как все местные ресурсы полностью загружены, мы знаем, где быстро взять квалифицированных специалистов. Да, у нас могут возникнуть сложности с «Янтарём» - это оборонное предприятие, на которое мы иностранцев не пустим. Но если говорить о других предприятиях кластера – пожалуйста! Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что в ближайшие годы именно это мы и увидим.
- Есть хотя бы предварительные оценки: сколько в регионе будет создано новых рабочих мест?
- Без сомнения! Если говорить непосредственно о программе развития ПСЗ «Янтарь», то это порядка полутора тысяч новых рабочих мест до 2018 года. Совокупная отраслевая занятость, без учёта завода «Янтарь», но в предприятиях «ближнего круга» может составить порядка 2,5-2,7 тысячи новых рабочих мест. Если же мы говорим о кластере, то совокупная кластерная занятость может составить порядка 5-5,5 тысяч рабочих мест уже в ближайшее время, то есть в 2017-18 году. Для Калининградской области это серьёзные цифры, особенно если учесть, что это высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места.
- В ходе развития кластера будут создаваться новые предприятия, или будут использоваться мощности только уже существующих?
- Мы предполагаем и предусматриваем несколько направлений развития. Первое – модернизация и развитие действующих производств. Второе – создание новых производств в тех отраслях, в которых сегодня Калининградская область не имеет представительства. Это автоматика, электромеханика, системы управления, системы связи и так далее. Это – предстоит создать. И, мы прекрасно понимаем, что довольно высокая часть предприятий будет в форме СП с зарубежными партнёрами: на сегодняшний день нам необходимо привлечение новейших технологий производства отдельных узлов и деталей, технологий непосредственно судостроения. Одно дело, когда мы эти технологии будем покупать: это влечёт за собой дополнительные сложности, связанные с подготовкой и переподготовкой персонала, есть свои риски – «пошло – не пошло». Формат СП понятен и удобен как нашим западным партнёрам, так и нам, потому что в формате СП не только технология будет у нас применена, но и всё остальное в рамках партнёрства мы тоже будем делать вместе, в том числе и обучение персонала, и обкатку производственных процессов.
- Учитывается ли в планах создания кластера такой фактор, как введённые против России санкции? Усложнит этот фактор создание кластера, или напротив – облегчит?
- Наверное, могут возникнуть некоторые сложности с доступом к технологиям, но, думаю, что вряд ли возникнут. Потому что, во-первых, если мы внимательно рассмотрим этот перечень санкций, то увидим, что он касается, в первую очередь, стратегических оборонных предприятий. Гражданское судостроение в этот перечень не входит. Во-вторых, сегодня мы рассматриваем вариант создания совместного предприятия по созданию силовых установок – корабельных дизельных двигателей. Мы ведём переговоры по этому вопросу: есть государства, европейские (Швейцария, например), которые не присоединились к санкциям. И им ничего не мешает привлечь через себя к партнёрству немецкие или австрийские фирмы. Вариантов масса. Важно понимать взаимную выгоду, экономическую эффективность и преимущества долгосрочного отраслевого заказа. Все эти три вещи на сегодняшний день присутствуют. И наши будущие партнёры всё это прекрасно понимают. Политики приходят и уходят, а экономика – вечна.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД