«Нам необходима современная модель управления, основанная на применении самых современных технологий, включая так называемый краудсорсинг», – объявил В.Путин на прошедшем 19 апреля в подмосковной резиденции «Ново-Огарево» совещании по реализации своих предвыборных идей.
Эта технология уже широко применяется при обсуждении национальных предпринимательских инициатив по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. На днях завершено формирование дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». В работе по её созданию приняли личное участие не только члены специально созданной рабочей группы, в составе которой был и руководитель некоммерческого партнёрства профессионалов в области внешнеэкономической деятельности «Гильдия ПРОВЭД» ПРОВЭД Р.Ю. Кисс, но и широкое интернет-сообщество в форме краудсорсинга на инновационной площадке компании Witology. Главным победителем этого проекта стал член Наблюдательного совета «Гильдии ПРОВЭД» Ю.М. Крюков, который согласился ответить на несколько наших вопросов.
Юрий Михайлович, разрешите Вас поздравить с приятной победой. Расскажите нашим читателям, как Вы оказались на проекте, что Вас в нем заинтересовало, в чем его суть?
Тема таможенного администрирования для меня, конечно, не нова, я занимался этим вопросами раньше, приходится заниматься и сейчас в повседневной деятельности. Но на проект я попал, в общем-то, случайно. На одном из известных «около таможенных» форумов была размещена ссылка на сайт asi12.ru, с предложением всем желающим поучаствовать в реальном деле. Я направил анкету и через день получил приглашение на проект. Проект начался 22 февраля и уже шел более 10 дней, поэтому на площадке было уже достаточно много информации, кипело бурное обсуждение и на осмысление происходящего потребовалось какое-то время. Причем, некоторые суждения были настолько оторваны от реалий, что, честно говоря, тут же захотелось проект покинуть. Немного разобравшись, все же стало понятно, что суть краудсорсинга в этом и состоит – охват как можно большей аудитории, сбор широкого спектра мнений и вычленение из них главного. Тех идей, которые в конечном итоге и будут представлены на суд нашим коллегам из рабочей группы.
А что за контингент был на площадке, кто эти люди?
Люди самые разные. Условно было три группы. Те, кто знает таможню изнутри – это таможенники, как действующие, так и бывшие (как я, например). Вторая часть – это те, кто работает с таможней, декларанты, представители мелкого и среднего бизнеса, участники ВЭД. И, наконец, те, кто с таможней сталкивался, в лучшем случае, на бытовом уровне. Очень обширная география: от Дальнего Востока до Калининграда, были даже участники с Украины и Молдовы.
Интересно, как же вы все находили общий язык, и каким образом строилась работа?
Естественно, уровень подготовки участников очень разный, но в этом и состоял огромный интерес, приводящий к дискуссиям. Однако, надо сразу сказать, что до оскорблений не опустился никто. Модераторы проекта давали задания по установленной программе. Например, обрисуйте практику работы с таможней, с какими проблемами вы сталкиваетесь. Потом: предложите варианты решения этой проблемы. Потом - сформулируйте по ним показатели. Все это проходило стадии обсуждения, голосования, контр идей и т.д. В результате такой фильтрации оставалось самое важное. При этом за каждое сообщение можно было выставить оценку. В результате формировался личный рейтинг каждого участника по разным номинациям, причем не всегда оценивались именно профессиональные знания. Например, наибольшее количество баллов за время проектов набрала женщина из Санкт-Петербурга, по профессии дизайнер.
Надо сказать, что члены рабочей группы тоже были частыми гостями на площадке, не только для чтения переписки и изучения материалов. Они также участвовали в обсуждениях и он-лайн конференциях (вебинарах). Дважды представители краудсорсинга присутствовали на заседаниях рабочей группы.
Мы уже в курсе, что Вы тоже удостоились такого внимания, расскажите поподробней о своих впечатлениях.
Да, я был приглашен на последнее заседание рабочей группы, которое проходило 18 апреля в Доме Правительства. Совещание, впрочем, как и все предыдущие, вел руководитель проекта вице-президент общественной организации «Деловая Россия» В.Ю.Сурвилло. От Правительства присутствовал руководитель департамента экономики и финансов А.Р.Белоусов, от ФТС – заместитель руководителя Р.В.Давыдов. Были, конечно, представители бизнеса, эксперты. Собравшимися было сделано некое итоговое резюме по проделанной работе. Кстати, мне также было предоставлено право выступить от имени краудсорсеров. Главным же результатом заседания стало согласование Дорожной карты, которая 3 мая будет представлена председателю наблюдательного совета АСИ В.Путину. Затем она будет утверждена и начнутся мероприятия по ее реализации. Материалы и фотоотчет об этой встрече вы можете найти на сайте агентства www.asi.ru.
Давайте все же поговорим о дорожной карте. Как Вы считаете, насколько удачной она получилась, учитывает ли она все пожелания бизнеса, будет ли она прорывом в деле таможенного администрирования?
Вы знаете, это документ в своей основе обозначил те болевые точки в таможенном деле, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной работе. Это и очереди на границе, и скорость оформления, излишний документооборот, СУР, таможенные правонарушения, деятельность таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов, и т.д. Надо сказать, у меня сложилось впечатление, что таможенная служба видит эти проблемы, готова их решать, и идет навстречу по многим вопросам. Но не по всем. Так, она стала в жесткую позицию относительно права участников подавать декларации в любой таможенный орган, независимо от места нахождения товаров. Она против расширения компетенции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска, она против существенного сокращения времени прохождения границы, она против сокращения объемов фактического контроля на границе. Очень сложно решались вопросы, связанные с СУР, поскольку все считают эту тему какой-то секретной. Категорически против высказалась таможня относительно передачи части своих функций саморегулируемым организациям в области ВЭД. Также у ФТС не было желания уступать в вопросах, связанных со смягчением позиций по административным правонарушениям, связанным с ошибками и малозначительностью. До самого последнего момента эти вопросы были не согласованы.
И что же, они не вошли в дорожную карту?
Хочу обратить ваше внимание на то, что сам проект называется «Национальная предпринимательская инициатива», т.е. инициатива исходит от предпринимателей. А исходит она не на ровном месте, а в соответствии с целями вновь избранного президента страны поднять Россию по условиям ведения бизнеса со 120 на 20 место в мире. Кстати, по вопросам внешней торговли она вообще на 160-м месте. Кто лучше знает, что нужно сделать для этого? Чиновники? Нет, сами предприниматели. Поэтому в составе рабочей группы и было большинство участников от бизнеса. А на площадке краудсорсинга – абсолютно подавляющее большинство. Поэтому, хочет ФТС или нет, а озвученные выше предложения все же вошли в финальный проект, и теперь последнее слово осталось за подписантом. Я склонен думать, что других вариантов, как подписать документ в финальной версии, у него нет.
Вы хотите сказать, что можно праздновать победу?
На счет «праздновать» – неверное выражение. Мы все же ни с кем не воюем. Даже с ФТС. Тем не менее, дорожная карта будет утверждена указом Президента и примет форму закона. А вот как он будет исполняться – это очень серьезный вопрос. В этом плане очень важно, чтобы был налажен действенный механизм мониторинга. Что это будет, в какой форме – пока непонятно. Вполне возможно, что будет избран тот же механизм краудсорсинга, поскольку народ не обманешь. Я думаю, в самое ближайшее время это станет понятным, потому что сроки исполнения некоторых мероприятий датированы уже этим годом. После утверждения дорожной карты, я думаю, мы начнем популяризацию запланированных мероприятий и будем очень признательны нашим читателям за ответную реакцию.
И все же, насколько дорожная карта соответствует планам ФТС?
Вы знаете, сложно говорить о планах ФТС, коли она их не озвучивает. На заседании, где мне пришлось присутствовать, заместитель руководителя ФТС озвучил такие цифры: в ближайшее время штатная численность службы будет сокращена на 20%, а потом еще на 15. Это много. Как будет строиться таможенный контроль? Судя по последним документам, идет укрупнение таможен, создание центров электронного декларирования в регионах. Возможен вариант, что оформление будет происходить в таких ЦЭДах, а грузы находиться на ТЛТ у границы, т.е. получит дальнейшее развитие схема удаленного выпуска. Внутренние СВХ, очевидно, вымрут за ненадобностью, т.к. время на таможенную очистку предполагается завершать за 2 часа. Тем более, что в планах ФТС внедрение автоматического (без участия инспектора) выпуска ДТ. Такая новация не является фантастичной: по данным ФТС лишь 6% товарных партий попадают под таможенный досмотр, а в течение одного дня оформляется более 96% деклараций. С переходом на полностью электронный документооборот проверка таможенной декларации вполне по силам машине. Впрочем, забегать вперед не будем.
Ну, что же. Остается надеяться, что интересы общества будут иметь приоритет перед ведомственными интересами ФТС. Спасибо за содержательный разговор, который мы, с началом реализации дорожной карты, несомненно, продолжим…
Пожалуйста. Буду рад.
Илья Михайлов.