Проблема подачи предварительной информации (ПИ) на морском транспорте в порту Владивосток, о которой мы уже писали, никуда не испарилась. Таможня продолжает требовать от морских перевозчиков те сведения, которыми они в силу своей компетенции не обладают. Неоднократные совещания по этому поводу в ДВТУ результата не дали: таможня безапелляционно настаивает на том, что перевозчики должны предоставлять ПИ в размере сведений таможенной декларации (то есть в дополнение к ПДС, подаваемому перевозчиком заблаговременно на портал «Морской порт», таможня вменяет перевозчику ответственность за подачу ПИТ по каждой коносаментной партии). И при этом игнорируют тот факт, что перевозчик занимается транспортировкой товара, а не его декларированием в целях таможенного оформления. По сути, таможня обязывает перевозчика выполнять функции таможенного брокера.
ПИ делится на две части: ПДС (предварительная декларация на судно), подаваемая перевозчиком, и ПИТ (предварительная информация о товаре), подаваемая грузовладельцем. Перевозчик может получить предварительную информацию о товаре только от грузовладельца, однако у последнего нет стимула для предоставления таких сведений (в конечном итоге это всего лишь несколько часов или в худшем случае дней дополнительного ожидания груза и расходы по взвешиванию контейнера). Но главное – у него нет ответственности за неподачу таких сведений.
«У нас продолжается эпопея по линейному перевозчику «Синокор». Суд первой инстанции мы проиграли. Но мы пытаемся отстоять свою позицию и пошли на апелляцию. В своих пояснениях суду мы стараемся как можно детальнее описать, что мы делаем и что от нас требуется. Мы подробно описываем и сам процесс, и прикладываем все скрины с КПС «Портал Морской порт», показывающие, что мы как агенты перевозчика вносим абсолютно все сведения, которыми располагаем в виде ПДС. Более того, мы показываем суду пример ПИТ-а, взятого от клиентов, и показываем на примере, что дополнительно к ПДС с нас требует таможня. Стараемся не то что даже доказать, а довести до осознания, что перевозчик не обладает информацией, которая требуется для внесения ПИТ-а», − заявляет Алексей Кучур, сотрудник агентской компании во Владивостоке.
«Но надежды на то, что кто-то будет во всем этом разбираться, очень мало, практически нет» − признается судовой агент.
«На данный момент суд принимает сторону государственного органа. У нас апелляция назначена на 22 мая. Туда пойдут и наш адвокат, и директор агентской компании «Синокора», и грузовой агент с ноутбуком для наглядной демонстрации того, какие сведения в каком объеме мы подаем через портал в виде ПДС и что от нас требуется более того».
Алексей пытается доступно объяснить, почему таможня неправа, возлагая на перевозчика обязательство аккумулировать всю предварительную информацию, и для этого рисует две наглядные картины.
Пример № 1.
«Пусть суд признал действия таможни верными, и таможня принуждает именно перевозчика подавать ПИТ-ы на все коносаменты. Какими тогда будут действия перевозчика? Скажем, судно «Синокора» идет с трансшипментом в порту Пусан: грузит там все контейнеры, которые идут из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и самого Пусана. Переход Пусан − Владивосток занимает 1,5 суток. Теперь технически: получаем в час Х информацию о погруженных контейнерах и понимаем, что времени на то, чтобы собрать со всех клиентов инвойсы, упаковочные, переводы, коды ТН ВЭД, есть ровно сутки, т.е. 8 рабочих часов.
Пусть в Х+1 час мы делаем всем клиентам рассылку нотисов о подходе и «требуем» выслать нам обратно все необходимые коммерческие документы для внесения ПИТ-ов. Да, таможне достаточно 50% ПИТ-ов, чтобы не заводить дело. Но клиенты, согласно ФЗ, имеют право внести ПИТ минимум за 2 часа до подхода, и откуда мы можем знать, что внесется, а что нет? Следовательно, чтобы не получить протокол от таможни, нам нужно делать 100% ПИТ-ов.
Допустим даже, что все клиенты в течение часа прислали документы − т.е. это Х + 2 часа. Итого у нас остается 6 часов на внесение ПИТ-ов. И сколько необходимо задействовать человек, чтобы за 6 часов внести, скажем, 100 ПИТ-ов? Даже если закладывать по 20 минут на один ПИТ, то нам необходимо взять в штат 10 человек только для сбора сведений и вноску ПИТов? Это минимум миллион расходов на компанию в месяц. А если коносаментов 200? А если 500, то агентская компания должна брать в штат 50 человек на внесение ПИТ-ов? Абсурд.
В этом варианте очень много допущений, а именно, что все клиенты в течение часа выслали коммерческие документы, что они их вообще выслали и т.д. Выходит, что такая схема не рабочая в принципе, ведь, несмотря на то, что некий перевозчик будет это делать, он получит от таможни протокол, ведь половина коммерческих документов ему даже не придет от грузовладельцев, т.к. для всех участников ВЭД – это коммерческая тайна.
Данный способ воздействия на перевозчиков имеет место быть только в одном случае – если упразднить институт таможенных представителей и обязать грузополучателей таможиться только при участии морского перевозчика (т.е. административно назначить таможенным представителем грузов, перевозимых перевозчиком – самого перевозчика). Только тогда перевозчик сможет владеть всей информацией по товарам и быть ответственным за подачу ПИТ.
Думаю, что такая идея поддержится всеми морскими перевозчиками, но будут ли довольны те самые таможенные представители, которые в данный момент хотят отойти от внесения ПИТ-ов и навесить все шишки на перевозчиков?».
Пример №2
«Таможня может сказать нам - не грузите контейнера, пока у вас не будет информации о грузе для составления ПИТ-ов. Допустим. Но как же тогда права получателей? Они же имеют право, по закону, подать ПИТ за 2 часа до прихода судна. Тогда нужно изменять обязательные временные рамки по внесению ПИТ-ов грузовладельцами – скажем, за 5 суток при морском переходе с порта погрузки в 2 суток, либо за 35 суток при морском переходе с порта погрузки в 30 суток… Это первое.
Второе. Когда мы в ДВТУ озвучили идею ставить запрет на ввоз контейнеров, по которым нет ПИТ-ов, и тогда оно добьется 100% подачи, таможня ответила, что не может вмешиваться во внешнеэкономические отношения и у неё нет основания запретить ввоз. Но ведь в этом варианте она и так вмешивается, только руками перевозчика! И вместе с тем, например, при отсутствии ветеринарного сертификата запрет на выгрузку ставится. А по ПИТ-ам они не могут? Так закрепите такую возможность!
Если будет принято такое решение о запрете, то все текущие споры по Решению ЕЭК о предварительном информировании на водном транспорте сведутся к тому, чтобы принять, что ПИТ в разрезе ДТ подает заинтересованное лицо. А уж если товар не будут пускать на территорию Таможенного союза, то заинтересованное лицо само найдется, само все подаст и еще и переспросит - все ли верно?».
«Какие есть еще методы воздействия у перевозчика на грузовладельцев для того, чтобы сделать 100% явку ПИТ-ов на портал? Лично я не вижу», - продолжает Алексей, и делает следующие выводы:
«Учитывая тот подход судебной системы, который мы уже увидели на примерах судебной практики, при любых вариантах перевозчик получит протокол и будет признан виновным по статье 19.7 КоАП РФ.
Перевозчику ничего не останется делать как платить. Платить максимальный штраф 5000 рублей и собирать данную сумму с грузополучателей, мотивируя это тем, что дополнительные деньги взимаются для покрытия своих расходов по невнесению ПИТ-ов ими же. Как вы думаете – какой вывод сделают грузовладельцы? Будут ли они подавать ПИТ-ы? Я думаю, что количество подаваемых ПИТ-ов не только не увеличится, а резко уменьшится.
Если целью выписывания постановлений на перевозчиков таможенными органами является не получение ПИТ-ов, а сбор в бюджет 5 тыс. рублей с каждого судна – тогда да, тогда становится понятно, что направленные меры оправдывают себя.
Но если цель все-таки не 5 тыс. рублей, что должно следовать из информации о затраченных средствах на разработку портала «Морской порт», то таможня выбрала не тот метод и бьет не туда. «Нагибание» перевозчиков не приведет ни к чему большему, чем описано выше, и я надеюсь, что хоть кто-то это должен понять».
Нам также хотелось бы особенно отметить отстранённость таможенных органов от урегулирования непосредственно с грузовладельцами вопроса своевременного предоставления ПИТ.
Возможно, здесь есть какая-то тайна, и поэтому количество постановлений об административном нарушении, совершенных морскими перевозчиками, должно показать вышестоящему начальству, что «работа ведется»?
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД