В то время как ФТС разными формальными и неформальными способами пытается увильнуть от исполнения ключевых пунктов Дорожной карты по таможенному администрированию, а то и вовсе настаивая на её бессмысленности, а бизнес – доказать её нужность и заставить-таки таможенную службу придерживаться заложенных в ней мероприятий, правительство РФ утвердило новую версию этой Дорожной карты.
Согласно вновь введённым пунктам от ФТС требуется теперь разработать сразу несколько новых правовых актов, которые, теоретически, восполнят некоторые пробелы в таможенном администрировании. Так, новые пункты касаются декларирования таможенного транзита: правительство предлагает упростить порядок совершения таможенных операций в морских портах при перевозке грузов между морскими портами РФ за счёт использования в качестве транзитной декларации судового манифеста и исключения необходимости представлять электронную копию декларации и даже необходимости применять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Кроме того, от ФТС России требуется в принципе распространить технологию электронного декларирования на таможенную процедуру таможенного транзита и внедрить в полном объёме порядок подачи и регистрации предварительной транзитной декларации, без чего, несомненно, остальные новшества не приблизят эту сферу к нормальному регулированию.
Помимо совершенствования таможенного транзита, Дорожная карта требует сократить и дифференцировать сроки возврата денежных средств таможенными органами в зависимости от вида возвращаемых средств, а также сократить перечень документов, необходимых для возврата или зачета таможенных платежей. А вот в части упрощенного порядка совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров, ранее доставленных в морской порт иными видами транспорта, пока ещё не определилась, целесообразно это упрощение или нет: правительство попросило представить к концу года доклад о реализации такого пилотного проекта в морских портах Калининград, Усть-Луга, Владивосток и Находка. Видимо, если по каким-то причинам проект окажется неудачным, то об улучшениях можно будет только мечтать, ну или предлагать новые пункты в Дорожную карту.
Самое интересное в новых поставленных задачах это, конечно же, сроки их исполнения: нововведения, которых от ФТС ждут не один год и даже не два, должны, по последней версии ДК, состояться уже к декабрю текущего года. К сожалению, наш скепсис разделяют многие представители бизнеса, утверждая, что в столь короткие сроки такую масштабную реконструкцию в части, например, таможенного транзита, провести попросту невозможно. И что либо это просто декларация намерений, которую похоронят вместе с Дорожной картой, либо, в случае выживания последней, исполнение этих намерений будут из раза в раз переносить на более поздний срок. Хотя, конечно, с такой задачей, как, например, исключение проведения осмотра с применением инспекционно-досмотровых комплексов, если это не предусмотрено профилем риска, таможня должна справиться в установленный срок, несмотря на то, что истекает он в сентябре этого года. Тут неясно только одно: разве таможня не должна это делать и без Дорожной карты? Разве это не входит в прямые обязанности ФТС?
Помимо задач, поставленных непосредственно перед ФТС, новая редакция ДК предлагает и другим органам власти активнее включаться в совершенствование регулирования в таможенной сфере. Так, например, органы исполнительной власти, которые выдают разрешительные документы на перемещение товаров, к которым применяются запреты или ограничения, должны регламентировать выдачу таких документов в электронном виде. Издать соответствующие правовые акты органам исполнительной власти наказано уже к сентябрю 2015 года. В настоящее время сфера выдачи разрешительных документов в отношении товаров, подпадающих под действие запретов и ограничений, действительно весьма запущена: нет единой электронной формы документов, а у каждого органа, их выдающего, свои правила и порядки. Даже на фоне этого разговор о «едином окне» несерьёзен. Удастся ли совершить подобный прорыв органам исполнительной власти, мы сможем понять уже очень скоро.
Предлагая новую версию ДК, правительство и себя не оставило без работы, задавшись целью до декабря 2015 года утвердить план, содержащий «поручение по выработке концептуальных подходов по внедрению принципов и механизмов «единого окна» в сфере внешнеэкономической деятельности». То есть в то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной и некоторые страны имеют то самое «единое» уже в качестве функционирующего механизма, правительство изобрело-таки новую многословную конструкцию, из которой понятно, кажется, только одно: «единого окна» у нас в ближайшее время не предвидится. Однако если не выполняются ключевые, стратегически важные задачи Дорожной карты, но при этом идёт бесконечное их дробление на мелкие подзадачи, целям ДК в общем-то не соответствующие и которые таможня, например, и так обязана решать в рамках текущей деятельности, то приходится, увы, констатировать, что ДК действительно превратилась в малозначащую декларацию о намерениях, лишь имитирующую бурную деятельность.