Сегодня в Москве при поддержке Федеральной таможенной службы РФ состоялся круглый стол, основной темой обсуждения которого стал таможенный контроль после выпуска товаров, как один из приоритетов совершенствования таможенного администрирования.
После того, как официальная часть программы подошла к концу, корреспонденту ПРОВЭД удалось задать несколько вопросов начальнику Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерию Ивановичу Селезневу.
-Валерий Иванович, сколько было проведено проверочных мероприятий за последний год и на сколько пополнился российский бюджет в результате таможенного контроля после выпуска товаров?
- По результатам 2013 года было проведено порядка 5000 проверочных мероприятий, было начислено около 5,5 млрд. руб. и было взыскано порядка 3 млрд. руб. Мы стараемся, чтобы фискальная составляющая опиралась больше не на начисленные платежи, а именно на взысканные. Потому что разница между начисленными и взысканными платежами вызывает задолженность перед бюджетом, что крайне негативно. Мы настраиваем свои таможенные органы так, чтобы при выборе объекта мы получали не мифические начисленные деньги, а имели все основания их взыскать.
-Увеличились ли суммы начисленных и взысканных средств в сравнении с прошлым годом?
-Да, конечно увеличились. У нас уже в текущем году по сравнению с 2012 и 2013 годом другие, более высокие показатели. Эффективность одного проверочного мероприятия выросла в 2-3 раза. Так же выросла эффективность на одного сотрудника, проводящего это мероприятие, положительная динамика как по начисленным средствам, так и по взысканным присутствует. Правда, тяжело оценить деятельность таможенного контроля после выпуска товаров исключительно по начисленным и по взысканным средствам. Дело в том, что, используя Систему Управления Рисками (СУР), мы получаем некий латентный эффект, который в отраслевом формате приостанавливает незаконную деятельность по тому или иному направлению. Раньше государство по результатам выездной проверки недополучало, сейчас на перспективу идет взыскание на основном оформлении в полном объеме. Наши проверочные мероприятия, в том числе с использованием СУР, позволяют добирать средства на основном оформлении. Данный эффект складывается, если рассматривать основное оформление в комплексе мероприятий…
- Получается, увеличение сумм, пополняющих бюджет, происходит за счет совершенствования технологий? Нарушений не стало больше?
- Я думаю, что это все-таки следствие совершенствования технологий. Сектор добросовестных участников ВЭД растет, их пока в процентном отношении всего 3%, но они дают 50% средств в бюджет. А в перспективе количество профилактических проверок будет расти, таким образом мы выйдем на определенный сегмент добросовестных участников ВЭД, которые будут «перекрывать» максимальное количество бюджета. Обычная проверка будет не обязательна, будет достаточно мер в формате профилактики.
-Назовите наиболее проблемные регионы, если рассматривать их с позиции таможенного контроля после выпуска товаров?
-Скажем так, у каждого региона есть своя специфика. Там природные ресурсы, там заводы-производители. Там экспорт, там импорт. Существует множество геоэкономических нюансов. Поэтому перед нашими подразделениями мы ставим задачу тесно взаимодействовать и с экономическим, и с правоохранительным блоком и, используя СУР, выявлять проблемы региона. Нам нужна «палочная система», было три проверки, в следующем году дайте пять проверок. Проверками мы должны наладить систему работы управления. Если возникает перекос по правоохранительному блоку, мы там оказываем содействие, если же по таможенной стоимости - то помогаем в этом сегменте….