На днях Министр финансов Антон Силуанов подверг критике действия ФТС по принудительному увеличению таможенной стоимости до уровня профилей риска, а также поручил ведомству до середины апреля подготовить план снижения издержек для бизнеса. Со своей стороны ПРОВЭД также решил разобраться в том, какие действия российской таможни вызывают необоснованные издержки бизнеса и как их можно минимизировать. Помог нам в этом общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в таможенной сфере Виталий Сурвилло.
Среди основных контрольных мероприятий, которые создают неоправданные трудности для бизнеса, эксперт назвал необоснованную корректировку таможенной стоимости в сторону завышения. Говорит участник ВЭД: «Сейчас мои зарубежные партнеры готовы снизить цены на товар. Но я не могу подавать ДТ по этим ценам, так как они уже будут ниже рисков. И, соответственно, я попаду под выпуск под обеспечение. У меня ИП. Компания маленькая и, соответственно, денег на выплату обеспечения нет. А клиентов наши проблемы не интересуют. Их интересует конечная стоимость товара. С другой стороны: если я переплачиваю за товар, это уже незаконный перевод валюты и статья уголовная. Что делать? Таможня стоимостные риски не сбавляет».
Еще один бич российской таможенной системы, по словам Виталия Сурвилло, - «задержка выпуска товара под предлогом недостаточности представленных документов и сведений, представление которых на этапе после выпуска не наносило бы ущерба государству и третьим лицам и не представляло бы собой угрозу безопасности государству или гражданам». Сейчас же товары, на которые декларанты не могут предоставить полный пакет документов, вынуждены простаивать на СВХ, за что компании-импортеры вынуждены платить немаленькие суммы.
Забюрократизированность российской таможенной системы выражается и в высоком проценте товаров, подвергающихся той или иной форме государственного контроля, часто многократно, при декларировании. Говорит учВЭД: «У нас на посту проблема в том, что нет ИДК (инспекционно-досмотрового комплекса). Поэтому прибывающие из Китая контейнеры автоматически попадают в риски и подвергаются таможенному досмотру по прибытию. А услуги МЧ (погрузка, выгрузка, подача и уборка контейнера) оплачивает грузополучатель. После подачи ДТ, если цена или еще что-то таможне не понравится, то, как правило, опять назначается осмотр или досмотр. Сумма в итоге получается не маленькая».
- Какие же существуют пути решения данных проблем?
- Для контроля таможенной стоимости, - делится своими мыслями омбудсмен, - необходимо установить контроль по всей цепочке товара от его пересечения границы до реализации конечному потребителю за счет современных технологических средств, объединить базы данных всех ГКО (государственных контролирующих органов – прим. автора), прежде всего ФТС и ФНС, передать в конечном итоге администрирование косвенных налогов при декларировании налоговым органам и наращивать практику расчета и уплаты таможенных платежей на этапе после выпуска.
Для оптимизации работы бизнеса с таможенными органами: автоматизация принимаемых решений относительно контрольных мероприятий со стороны таможни при декларировании, перенос на этап после выпуска товаров представления необходимых разрешений на ввоз (например, сертификатов соответствия) и проведения контрольных мероприятий в отношении товаров, ввоз которых не представляет собой непосредственной угрозы безопасности государства или граждан. А до предоставления этих документов и проведения контрольных мероприятий должен действовать запрет на использование или распоряжение этими товарами.
И, наконец, прописывание четких регламентов любых действий таможенных органов, внедрение «единого окна» - реального электронного взаимодействия on-line между всеми ГКО. На первом этапе – внедрение принципа: «один товар – один досмотр», когда проведение досмотра осуществляется одновременно представителями всех заинтересованных ГКО, категорирование более широкого круга участников ВЭД.
- Какие технологические средства необходимо использовать для контроля движения товара до конечного потребителя?
- Если товарная партия содержит какие-либо риски правонарушения, то в единой информационной базе ставится метка рискосодержащей поставки с последующим особым контролем со стороны других ГКО. Я уж не говорю о таких технологиях как радио-пломбы, маршрутная идентификация и т.п.
- Вы предлагаете наращивать практику расчета и уплаты таможенных платежей на этапе после выпуска. Когда, по Вашему мнению, необходимо производить данные платежи?
- Для таможенных сборов – уплата во время декларирования. Для таможенных пошлин – расчет и уплата в течение двух недель после выпуска (независимо от реализации). Наверняка, могут быть изъятия, например, для товаров с высокой ставкой пошлины (предметы роскоши, например); для них расчет таможенной стоимости должен иметь место до выпуска. Косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.) – в соответствии с общим режимом налогообложения, но не раньше, чем через две недели после выпуска. Для добросовестных участников (уполномоченные экономические операторы, например) – разрешение общих ежеквартальных платежей.
- Есть ли страны, в которых предоставление документов и уплата платежей происходят на этапе после выпуска?
- Страны ЕС, США.
- В какой срок возможно реализовать предложенные Вами инициативы?
- Это зависит от выбранных вариантов внедрения (через ЕврАзЭС , на национальном уровне, в пилотном режиме…). В лучшем случае – года два.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!