Федеральной таможенной службе в последнем квартале серьезно скорректировали плановое задание по сборам таможенных платежей: вместо планируемых 4,7 трлн. руб. – целых 6. В таможнях развернулись мероприятия, сравнимые со всеобщей мобилизацией: рабочий день инспекторского состава увеличен до 14 часов, все отпуска отменены. Руководители активно проводят встречи с участниками ВЭД, пытаясь вызвать чувство сопереживания за наполнение бюджета. Те вежливо слушают, но и те, и другие понимают бессмысленность разговоров. Параллельно встречаются попытки оптимизации таможенных операций, якобы в целях ускорения таможенного оформления. Пограничные таможни всячески тормозят транзит, навязывая свои услуги по таможенной очистке. Такая активизация наводит на мысль, что целью проводимых мероприятий является не конечный результат, а возможность отчитаться впоследствии о проделанной работе.
Аудиозапись с совещания руководителей Турухтанного поста Балтийской таможни для сведения всех заинтересованных лиц мы уже размещали. Руководство Выборгской таможни беспокоит отток участников ВЭД из региона. Санкт-Петербургская таможня зазывает на оформление к себе. А вот, например, как пресс-служба Себежской таможни информирует о рабочей встрече руководителей таможни и бизнеса : «Темпы прироста объемов декларирования не в полной мере соответствуют поставленным ФТС России и СЗТУ перед Себежской таможней задачам. Внимание участников рабочей встречи акцентировано на необходимости создания в рамках действующего законодательства наиболее привлекательных условий для большей заинтересованности участников ВЭД в проведении таможенных операций в зоне деятельности Себежской таможни». За бодрым отчетом о мероприятии проглядывается серая безнадега.
Коммерсанты в растерянности. Можно, конечно, и вход платный на посты сделать, и воздухом торговать, да не прокатит. В итоге, таможня задумалась о том, как привлечь участника ВЭД! Но рецептов особых никто не предлагает. Вы заходите на пост, и происходит примерно такой диалог:
- (вкрадчиво) Ну, что, когда вы увеличите объемы?
- А что можете предложить?
- (еще более вкрадчиво) А что хотите?
- Ну, вот таможусь на … посту по 7,25. Дадите 6,5?
- (смотрит в компьютер) Не-е, у нас по базе 7,27.
- Ну и смысл?
- Но зато оформим в 1 день!
- Так я и так в один день оформляюсь…
Вздох. Все, аргументов нет, диалог заканчивается. Тупик…
Торг, как в бизнесе. У таможни задача - план, у коммерсантов – получение прибыли. Одни живут за счет участника ВЭД, другие зависят от клиента. Чем завлечь клиента? – предложить выгодные условия, на которых он сможет существенно сэкономить. Как удержать клиента? – обеспечить ему качественный и недорогой сервис. Все остальное (бизнес-процессы, KPI, менеджмент качества, личные отношения и пр.) – сопутствующие детали.
Таможня, возразят мне, не коммерческая, а государственная структура, осуществляющая определенные функции. В идеале – да, так и должно быть. На практике – таможня сама довела себя до состояния обычной лавки. Лавочник сам назначает цену за товар, с ним можно поторговаться, договориться о скидке, а можно уйти, хлопнув дверью, в другую лавку, благо их теперь стало больше.
Что может предложить таможня? Стоимость (ИТС), коли вы взялись ее администрировать, вроде бы везде должна быть одинаковая. Но она везде разная. Не по всем позициям, но разная. Таможенный сервис тоже должен быть одинаковый, как положено по Кодексу, но он тоже везде разный: везде свои правила. Какие еще конкурентные преимущества могут быть у постов? Конкурировать между собой они вроде, как и не должны, а вынуждены, потому что у каждого есть свой план и тут уж каждый за себя. А конкурировать нечем. Толковых администраторов-руководителей разогнали, а те, что остались, ничего придумывать не станут – себе дороже. Их загнали в такие условия, в которых «крысятничать» и «воровать» друг у друга грузы становится нормой и смыслом работы. При этом таможенники фактически «обречены»: если не сделают план, получат по шее, если сделают, то в январе проверят, какой ценой план достигался, и кто перешел рамки установленных правил, и опять же - по шее. Тупик…
Единственный вопрос, который их всех волнует: КОГДА ВСЕ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ?
Ответим: Никогда. Деньги власти нужны всегда. Сейчас выборы, потом другие, потом надо будет исполнять розданные предвыборные обещания. До тех пор пока государство главной функцией таможни будет считать фискальную, битва за план будет вечной. И выигравших не будет. Будут только проигравшие…