Экономика

Депутаты снова «охотятся» на пиво

Депутаты предложили запретить продажу алкоголя в полимерной потребительской таре (ПЭТ) объемом более полулитра. Запрет может коснуться и пива. Напомним, в прошлом году аналогичный запрет был принят в отношении алкогольной продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра, за исключением продукции на экспорт. Эксперты рассказали ПРОВЭД о состоянии пивной отрасли в России.

 


Андрей Губка, председатель Совета Союза российских пивоваров:

– То, что происходило с отраслью, позитивным назвать нельзя: более 35% падения за последние 10 лет. В 2016 году были определенные надежды на замедление и прекращение этих тенденций, но, к сожалению, 2017 год продолжил эту тенденцию.

На ухудшение экономических показателей пивоваров повлиял запрет на продажу пива в пластиковой упаковке (ПЭТ) объемом более 1,5 литра, который начал действовать с 2017 года. При этом производство пива падает, а стоимость его растет. Изменение цены вызывает средняя ставка акциза на пиво, которая растет.

Также за последние 10 лет было много законодательных изменений, которые повлияли на себестоимость продукции. Это увеличение документооборота, уже упомянутый запрет на пиво в пластиковой упаковке, ограничения в рекламе, запрет продажи в ночное время в киосках и, безусловно, инфляция.

Следствием зарегулированности отрасли стало падение рынка пива: производство по сравнению с 2016 годом снизилось на 4,9% (до 744,5 миллиона декалитров), продажи – на 10,8% (до 749,6 миллиона декалитров).

Говорить о стабилизации в отрасли можно будет только в том случае, если не будет дополнительных сюрпризов в виде лицензирования, марок или запрета ПЭТ до 0,5 литра и других инициатив.

В любом случае Россия входит в топ-6 стран мира по потреблению пива в общем объеме. Структура потребления алкоголя говорит о существенных возможностях для пива. Потребление пива на душу населения в России, опять-таки, одно из самых низких в мире.

Что касается экспорта, сейчас ситуация гораздо лучше, чем год назад, потому что разрешили экспортировать пиво в пластиковой упаковке объемом более 1,5 литра. Прогноз позитивный: в этом году мы увидим цифры значительно лучше, чем в прошлом. На экспорт влияет много факторов. Российское пиво, прежде всего, пользуется спросом в близлежащих государствах, где, надо отметить, ценовая политика весьма конкурентная. При этом сейчас нам очень интересен китайский рынок. Те пивоваренные заводы, что расположены близко к китайской границе, имеют экономические преференции. Возить пиво из центральной России в Китай не так выгодно.

Если бы не изменение курса рубля к доллару и евро, то мы бы увидели совсем другие цифры по экспорту, я в этом убежден. Падение рубля существенно подкосило нашу отрасль.

 

Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group):

– Союз пивоваров считает избыточной мерой введение лицензирования в пивной отрасли. Нагрузка на пивоваров и без того более, чем достаточная. Чтобы ее оценить, я приведу цифры по компании «Балтика»: мы отдаем государству в четыре раза больше денег, чем получаем в виде прибыли. Это не тот случай, когда можно закрыть глаза на введение новых ограничений. В частности, на то, что хотят ввести еще какие-то новые ограничения по ПЭТ. Я не верю, что за этой инициативой лежит глубокий анализ мер по снижению потребления алкоголя. Мы знаем, что правительство уже отчиталось, что меры по снижению потребления алкогольной продукции в стране выполнены. Если меры выполнены, то зачем дополнительно ограничивать пиво?

Понятна логика регулятора, когда нам говорят, что лицензия является необходимым условием для того, чтобы обелить рынок. Но здесь есть несколько дискуссионных вопросов, не решив которые будет трудно ожидать эффекта от введения лицензии. Нужно посмотреть на опыт в других индустриях, как можно запрофилактировать поступление пива из стран Таможенного союза. То, что оно появляется на рынках, это очевидно, мы его видим, хотя объемы оценить трудно без специального исследования.

В отношении экспорта у «Балтики» все замечательно: объемы продажи именно в зарубежье превышают объемы продажи пива через сеть ресторанов на всей территории России. Учитываем специфику стран, исходим из того, что потребляет местный рынок: скажем, в Катар и Оман мы поставляем так называемые солодовые напитки, которые вообще не содержат алкоголя.

Экспортное направление компании «Балтика» показывает стабильную положительную динамику из года в год. По результатам 2017 года экспортные продажи – это однозначный рост. Доля экспорта составляет менее 10% от общих продаж компании, что вполне закономерно, поскольку российский бизнес остается для компании основным приоритетом.

Продукцию компании можно найти в 75 странах мира, в 43 из которых компания является единственным российским поставщиком в категории. Это страны СНГ, Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, Австралия, Япония, Китай, Новая Зеландия и прочие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В зависимости от рынка набор брендов и сортов варьируется.

В ближайшее время, буквально на днях, мы запустим партию пива в ПЭТ объемом более 1,5 литра для дальнего зарубежья.

 

Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам ООО «Объединенные пивоварни «Хейнекен»:

– Хочу сказать, что пивовары вносят ощутимый вклад в экономику страны. В 2017 году 0,7% ВВП России – это именно пивоваренная отрасль. Самый большой наш налоговый вклад составили акцизы, все остальные налоги составляли гораздо меньше. Акцизы дали свыше 150 миллиардов рублей.

В основном деятельность пивоваренных компаний ориентирована на внутренний рынок. Это специфика продукта: пиво на 95% состоит из воды, и экспортировать его на большие расстояния не всегда выгодно. Внутренний рынок гораздо важнее.

Но у нас экспорт развивается, он все равно есть. В частности, на Дальнем Востоке у нас с этого года разрешен экспорт пива в ПЭТ объемом более 1,5 литра, и именно с этого года пошел экспорт в Китай и Монголию. Кроме того, экспортируем в страны Центральной Азии, в Закавказье и некоторые другие страны. Небольшие партии отправляем и на более ощутимые расстояния, но основной экспорт – это, конечно, близлежащие страны.

Существенно нарастить экспорт вряд ли удастся. Во всех странах мира обычно это продукт для внутреннего употребления.

 

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

– Экспорт пива копеечный. Экспорт – это 2%. И импорт 2%. Их можно не считать вообще. И никакой дальнейшей особой перспективы нет. Ну, есть что-то там: чуть-чуть туда, чуть-чуть сюда – это неважно.

Никаких особых проблем у пивоваров нет. Россия – это пивная страна, уже 10 лет мы пивная страна, даже больше, лет 15. У нас пива выпивается в четыре раза больше по объему, чем любого другого алкоголя вместе взятого. 8 миллиардов литров пива и пивных напитков в год и 2-2,5 миллиарда литров всего прочего алкоголя: водка, вино, виски и так далее. Поэтому государство хочет регулировать пивной рынок так же, как все остальные. Лицензировать его, маркировать, отобрать у индивидуальных предпринимателей, как 20 лет назад отобрали у ИП продажу алкоголя.

Потребление пива сокращается уже 10 лет. Но не потому, что государство жмет и душит пиво, а прежде всего потому, что потребителей меньше стало. Основной объем пива выпивают люди от 18 до 35 лет. Молодежи от 17-18 до 27 лет у нас сейчас в два раза меньше, чем 10 лет назад.

Что касается отмены выпуска пива в пластике – никто это решение принимать не будет. Это глупость. Понимаете, вся антиПЭТ-кампания началась в 2011 году, и я тогда сразу написал, что за этим может стоять: выгоду может получить только алюминиевая и стекольная промышленность, больше никто. В ПЭТ у нас выпускалось 30% пива. Если ПЭТ отменить, то пива пить меньше население не станет, просто весь этот объем рынка перераспределят между собой другие упаковки – металл, но прежде всего, стекло. В металлической отрасли (алюминиевой), в стекольной отрасли кризисы. Они просто ищут возможность, чтобы поделить между собой рынок ПЭТ.

Во всем мире увеличивается объем использования ПЭТ, причем даже для крепкого алкоголя, повсеместно, причем в таких странах, где контроль за качеством и безопасностью жизни: Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия крепкий алкоголь в ПЭТ выпускают, не только пиво.

Пивовары никуда дальше не могут эволюционировать. Они вышли на плато еще в 2007 году. В 1985 году – это советский период – потребление пива было 23 литра на душу, винодельческой продукции – 28. Прошло 10 лет, 1995 год, руины, разруха, ни Союза, ни экономики, ничего. Потребление пива – 15 литров, винодельческой продукции – 3. Прошло еще 10 лет, точнее 12 лет, 2007 год – потребление и производство пива выросло в 5,5 раза, до 81 литра. Тогда заговорили о «пивном поколении» и так далее. А вино все так же – 4 литра.

Пивная отрасль до 2020 года (я это написал еще в 2004 году) гарантированно будет в демографическом кризисе. Винодельческая отрасль будет в кризисе до 2024-го. А рынок крепкого алкоголя только входит в демографический кризис, и он будет в нем до 2030 года.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы