Экономика

Как изменились условия для экспорта в России?

Эксперты провели опрос участников ВЭД и оценили, как за год изменились условия для экспортной деятельности в России. Результаты оказались противоречивыми: что-то изменилось в лучшую сторону, а что-то – в худшую.

 


Российский экспортный центр совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ опросили более 1300 компаний, в числе которых были экспортеры, производители, торговые и транспортные компании, осуществляющие преимущественно поставки товаров, относящихся к несырьевому неэнергетическому экспорту. По результатам исследования выяснилось, что абсолютное большинство респондентов – 64% – считают, что ситуация не изменилась, по мнению 14% ситуация ухудшилась и 22% считают, что экспортерам стало лучше.

 

Что изменилось в лучшую сторону?

Работа таможни

Самые заметные улучшения экспортеры увидели в применении электронного документооборота при экспортных процедурах. Так считает 31% опрошенных и всего лишь 3% думают, что ситуация стала хуже. Авторы отмечают, что это связано с упрощением процедуры предоставления реестров деклараций и товаросопроводительных документов в электронном виде для ФТС и ФНС России. Кроме того, экспортеры возлагали большие надежды на новый Таможенный кодекс ЕАЭС. С 1 января 2018 года приоритет отдается электронному декларированию, повсеместно вводится электронный выпуск и электронная регистрация деклараций, также отменяется необходимость подачи вместе с декларацией документов, на основании которых она заполнена.

Еще 18% респондентов отметили улучшения в помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, что также связано с автоматизацией работы таможни.

Логистика и почтовые сервисы

Еще 13% опрошенных считают, что улучшились условия экспортной электронной торговли с использованием почтовых сервисов и экспресс-перевозчиков. Авторы исследования предполагают, что это связано с запуском партнерской программы DHL и РЭЦ, которая предусматривает специальные условия доставки грузов для клиентов РЭЦ. Кроме того, 18% респондентов отметили улучшение в сфере логистической инфраструктуры.

Впрочем, на позитивные оценки работы влияет характер самих компаний. Авторы исследования пишут, что более позитивно оценивают условия экспортной деятельности компании, занимающиеся производством, предприятия легкой и пищевой промышленности, а также компании с большим опытом ведения экспортной деятельности, нежели компании-новички.

 

Что изменилось в худшую сторону?

Некоторые моменты, по мнению опрошенных, стали только хуже. При этом гораздо больше остальных негативные факторы ощутили на себе предприятия металлургической отрасли.

Валютный контроль

13% компаний обратили внимание на изменения в валютном контроле: жесткость регулирования, строгие требования в части возврата валютной выручки, соблюдения сроков и высокие штрафы. Эксперты отмечают, что Банк России рассматривал предложения Минфина о либерализации валютного контроля, однако ведомство было не готово пойти на полную отмену регулирования.

Ставки тарифов

Самая негативная ситуация складывается с ростом тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки. Об ухудшении ситуации заявили 37% респондентов. Увеличение расходов связано с ростом ставки аренды железнодорожного подвижного состава. Ставки аренды вагонов за последний год увеличились почти в два раза – с 717 до 1400 рублей в сутки за полувагон. Кроме того, после введения системы «Платон» выросли тарифы и у автомобильных перевозчиков.

Еще 10% опрошенных отметили подорожание услуг в морских портах. С ноября 2016 года по ноябрь 2017 ставки фрахта увеличились примерно на 20% из-за роста цен на судовое топливо.

Возмещение НДС

Еще 13% опрошенных отметили ухудшение в процедурах и сроках, связанных с подтверждением ставки НДС в 0% при экспорте. По законодательству документы, подтверждающие уплату косвенных налогов в стране-импортере, необходимо получать от покупателя из другой страны на территории ЕАЭС, и при этом возникает риск того, что их потеряют или не предоставят вовсе. Авторы отмечают, что основные проблемы при налоговом администрировании связаны с отсутствием электронного документооборота и еще не завершенным процессом интеграции баз данных ФТС и ФНС России. Дело в том, что идентичные документы приходится предоставлять и в таможню, и в налоговую. При этом главной бедой экспортеров остается затягивание процесса возмещения НДС до 5-9 месяцев – в течение этого срока средства из оборота предпринимателей фактически изымаются. При этом, по оценкам экспортеров, издержки этого процесса могут составлять до 2 млн рублей.

 

Какие проблемы остаются нерешенными?

Длительные сроки прохождения таможенных процедур

Несмотря на то, что таможня старается работать над сокращением сроков выпуска, многие компании, оценивают их негативно. Несмотря на электронный документооборот, непосредственно на таможне продолжают просить бумажные документы, также необходимо неоднократно подтверждать код товара.

Дефицит вагонов

Некоторым экспортерам для вывоза муки, пиломатериалов, зерновых и других товаров не хватает вагонов. В начале 2016 года был введен запрет на продление срока службы грузовых вагонов, а затем последовал всплеск списания старых вагонов – в 2016 году было списано на 48% больше полувагонов, чем за предыдущий год. В результате возник дефицит на отдельных направлениях в сезон высокой загрузки (весной-летом).

Нехватка информации

Компаниям не хватает информации о внешних рынках, законодательных барьерах, сертификации и лицензировании в целевых странах. Также отмечается низкая осведомленность о механизмах государственной поддержки экспорта. Экспортеры-новички говорят о сложностях поиска партнеров за рубежом и высокой стоимости участия в зарубежных выставках. Они недовольны ужесточением требований Россельхознадзора и неактуальной информацией на сайте ведомства.

Отраслевые проблемы

Многие предприятия сталкиваются с отдельными проблемами в рамках своей отрасли. Так, например, компании, которые занимаются выловом рыбы, заявляют о сложностях получения сертификатов на улов для экспортеров. Процедура длится долго – до 1 месяца, требует большого количества документов, а также отправки рыбы, к примеру, из Мурманска на исследование в Москву.

Машиностроительные компании недовольны чрезмерно большим объемом предоставляемых для экспорта документов. Также трудности возникают при предоставлении электронных документов для ФНС и получении иностранных сертификатов качества на продукцию.

Издержки на оформление документов

Оформление документов промышленникам и экспортерам тоже обходится в копеечку. Основные затраты экспортеров идут на оформление документов для прохождения таможенных процедур. В 2017 году на это было потрачено в среднем 45 тысяч рублей и 85 рабочих часов. Однако этим затраты не исчерпываются: 30 тысяч рублей и 90 часов требуется на комплект документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, 15 тысяч рублей и 20 часов – на документы, подтверждающие поступление валютной выручки на счет уполномоченного банка. Кроме того, одни из самых затратных документов – сертификаты стран происхождения товаров. В исследовании подсчитали, что на них нужно в среднем 50 тысяч рублей и 35 рабочих часов. Авторы отмечают, что снизить издержки может помочь взаимное признание сертификатов соответствия, а также более широкое мировое признание российских сертификатов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы