Аналитика

Россия и Doing Business: бег на месте

Опубликованный на днях рейтинг Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Doing Business 2016 вызвал неоднозначную реакцию. Куратор от правительства вице-премьер Игорь Шувалов выразился довольно оптимистично: "В 2015 году мы должны были войти в 50 государств, которые подвержены этой системе подсчета. У нас чуть недовыполнен этот показатель — 51-ое место". Агентство стратегических инициатив, взявшее на себя вопросы координации между властью и бизнесом во вопросах улучшения инвест-климата, отреагировало с еще большим воодушевлением: «Россия улучшила свои позиции в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business 2016) на 11 строчек и за год переместилась с 62 на 51 место».

При этом все отмечают, что наиболее крупный провал произошел по позиции «международная торговля»: со 155 места до 170. Справедливости ради отметим, что это не совсем так. В этом году Всемирным банком была введена новая методика подсчета показателей и для удобства сравнения позиции всех стран-участниц рейтинга за прошлый год были пересчитаны. Так Российской Федерации было определено 169 место, т.е. по сути, за год никаких изменений и не произошло. При этом очень любопытным моментом является то, как распределились места среди наших партнеров по Таможенному союзу. Выше всех оказалась Беларусь – 25 место, потом, как ни странно, Армения – 29 строчка. Кыргызстан – на 83- месте, а Казахстан – на 122 –м, ну а Россия разместилась между Пакистаном и Ганой.

Сейчас отбросим политическую составляющую, связанную с санкционной войной, что в принципе не могло не отразиться на оценке внешнеэкономической деятельности в целом. По мнению Игоря Шувалова, на таком результате сказалось изменение методологии и обременительная система уплаты необходимых сборов при оформлении продвижения грузов, как при экспорте, так и при импорте.

Так что же изменилось в методологии DB2016? В соответствии с новой методологией, внедренной в этом году, «Ведение Бизнеса» измеряет временные и финансовые затраты (за исключением пошлин) при прохождении трех этапов, необходимых при экспорте или импорте партии товаров:

на соблюдение требований к оформлению документов,

на соблюдение требований пограничного и таможенного контроля,

на транспортировку товаров внутри страны.

При этом, в связи с разными условиями транспортировки грузов в различных странах, временные и финансовые затраты по последнему пункту отныне не учитываются при расчетах конечного показателя. Кроме того, в отличие от предыдущих лет, не учитывается количество необходимых для внешнеторговых операций документов. Напомним, что этот показатель является одним из основных при оценке эффективности мероприятий Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». По мнению создателей рейтинга, данные о времени и стоимости оформления документов позволяют более точно оценить общие затраты и степень сложности требований к получению документов, нежели данные о количестве необходимых документов.

При оценке импортных операций рассматриваются стандартизированные поставки автозапчастей в объеме 15 метрических тонн из крупнейшей страны – экспортера. При экспорте – товар с наибольшим конкурентным преимуществом. В отличие от прошлых лет вид транспорта может быть любым, но наиболее используемый для данного вида товара.

Что касается оформления документов, то здесь учитываются временные и финансовые затраты, связанные с выполнением требований со стороны всех государственных органов страны происхождения товаров, страны назначения товаров и стран транзита. Такой подход призван обеспечить учет всей нагрузки, связанной с подготовкой пакета документов для осуществления внешнеторговой операции с учетом товара и торгового партнера, рассматриваемых в рамках исследования.

При этом особо подчеркивается, что все сведения, предоставляемые в электронном или бумажном виде по требованию любого государственного органа в связи с данной партией товара, считаются документами, полученными, подготовленными и представленными в процессе осуществления экспорта или импорта. Учитываются все документы, подготовленные экспедитором или таможенным брокером для типа товара и торгового партнера, независимо от того, подлежат ли эти документы предоставлению в соответствии с требованиями закона или согласно сложившейся практике. В целях единого понимания разъясняется, что «принимаемые во внимание компетентные государственные органы – это такие органы, как таможня, администрация порта, дорожная полиция, органы пограничной службы, ведомства по стандартизации, министерства и ведомства сельского хозяйства или промышленности, органы национальной безопасности и прочие государственные органы».

При оценке временных и финансовых затрат на соблюдение требований пограничного и таможенного контроля учитываются затраты на соблюдение действующих процедур таможенного контроля и различных проверок, которые проводятся в обязательном порядке перед выдачей разрешения на перевозку товара через границу, а также учитываются временные и денежные затраты на обработку товара в порту или на границе. При этом, если все или некоторые таможенные досмотры и другие проверки осуществляются в других местах, время и стоимость этих процедур прибавляются к времени и стоимости процедур в порту или на границе. Иными словами, все, что касается затрат, связанных с проведением государственного контроля, учитывается и учитывается отдельно.

Как выглядят исходные данные по новой методике? Обратим еще раз внимание, что по России в течение года никаких изменений не зафиксировано.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы