Таможня

ФТС готовит революцию в системе управления рисками

 В  Москве состоялась деловая встреча,  организованная Ассоциацией Европейского Бизнеса (AEB). В мероприятии приняли участие представители и эксперты от бизнес-сообщества  и сотрудники Федеральной таможенной службы России (ФТС). В фокусе обсуждения были новые веяния в таможенном законодательстве, некоторые теоретические и практические его аспекты.

 

Присутствовавший на мероприятии начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС Вячеслав Голоскоков подробно рассказал о проводимой работе по этому направлению и поделился некоторыми революционными идеями в области совершенствования Системы Управления Рисками (СУР).

 Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Франк Шауфф в своем выступлении отметил, что в последние годы  российское таможенное законодательство находится в процессе заметных изменений. По мнению европейских экспертов, в первую очередь это связано с созданием Таможенного союза и интеграцией в Единое экономическое пространство. Также важным событием, по мнению Шауффа, стало утверждение дорожной карты (ДК) по совершенствованию таможенного администрирования и проводимая  в её  рамках работа.

Отметив, что ТС успешно развивается, Шауфф заострил внимание на некоторых проблемах. По его мнению, одним из самых негативных факторов является принцип резиденства, который не дает возможностей создавать конкуренцию таможенного администрирования стран-участниц ТС и скорейшее устранение принципа резиденства будет способствовать созданию необходимых предпосылок для перехода к следующей стадии интеграции в Единое Экономическое Пространство.

  В целом же, работа,  проводимая ФТС,  по мнению AEB, приносит положительные результаты.  Однако,  остается ряд проблемных вопросов…

"К сожалению, действующие ставки таможенных пошлин не позволяют реализовать запланированные инвестиционные программы. Увеличилось количество случаев необоснованных отказов и задержек при принятии решений о классификации товаров. Механизм применения утилизационного сбора в отношении транспортных средств представляется спорным в свете положений ВТО. Ведущие европейские компании ожидают большего доверия со стороны контролирующих органов, ответственность участников ВЭД за незначительные нарушения и технические ошибки должна ограничиваться минимальным размером штрафа в соответствии с нормами Киотской конвенции. Мы надеемся на скорейшее усовершенствование института уполномоченного экономического оператора,  который широко распространен в Европейском союзе. Также, я хотел бы выразить обеспокоенность членов ассоциации в отношении ситуации,  связанной с применением Конвенции о перевозке международных грузов с применением книжки МДП. С точки зрения европейского бизнеса, требования о предоставлении дополнительных национальных гарантий противоречат положениям Таможенного кодекса ТС", - заявил  Франк Шауфф.

   Особое внимание собравшихся экспертов  было приковано к докладу начальника Управления рисков и оперативного контроля ФТС России  Вячеслава Голоскокова, подробно рассказавшего о  действующей в российской таможне системе управления рисками (СУР).

   В первой части своего выступления  Голосков коснулся некоторых документов Всемирной Таможенной Организации,  которые являются базовыми при создании отечественной СУР:

  -  Таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (Стандарт 6.2) – это так называемый принцип достаточности.

  -  При проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками .(Стандарт 6.3)

  -  Таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, в степени такой проверки (Стандарт 6.4)

   - В целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности (Стандарт 6.8)

Правовая база СУР в ФТС опирается на три столпа, такие,  как Таможенный Кодекс Таможенного союза, а именно глава 17, Федеральный закон от 27.11.2010 за номером 311-ФЗ и внутренний приказ ФТС от 26.06.2013 за номером 1186, в котором собрано все о том, как должны работать должностные лица в рамках СУР, приказ находится в открытом доступе.

   Источники информации, на основании которых выявляются товары, обладающие высокой степенью риска,  достаточно обширны.

"Мы пользуемся огромным перечнем источников, чтобы всё конкретизировать, это 40 информационных ресурсов Центральной базы данных ФТС. И все эти базы живые, наполняемые, администрируемые и доступные в установленном режиме для всех должностных лиц", - отметил  Голоскоков

   Программные средства реализации СУР чиновника тоже впечатляют. Во-первых это  "Сервис выявления рисков",  т.е. автоматическое выявление рисков при процедурах декларирования товаров, прибытия/убытия, таможенного транзита, а также при предварительном информировании. Также используется КПС "Ведение базы данных профилей рисков"-  это комплекс программных средств, при помощи которого ФТС формирует профили риска, регистрирует и учитывает результаты. В этой системе собраны все профили риска и результаты их применения. В 2013 году разработано свыше 300 новых индикаторов риска. Широко применяются возможности информационно справочной системы "Малахит", которая используется для комплексного анализа всех ресурсов Центральной базы данных по запросам АИС -"АИСТ-М" с любого таможенного поста при подаче каждой декларации. Со слов Голоскова,  возможности данной системы уникальны.

   Основным инструментом СУР является профиль риска, то есть  совокупность сведений о типе риска, владельце риска, индикаторов риска, областях риска, исключения из рисков и указания на каких этапах таможенного контроля этот профиль риска применяется. Типы рисков разделяются по срокам, по регионам действия, по способу проявления.

"К сожалению,  у ФТС есть еще до сих пор не формализованные риски, будем стремиться это исправить, хотя определенная часть рисков формализации вообще не подлежит, это риски в основном во  внеторговом обороте, также на данный момент сложно формализовать риски,  связанные с введением международных санкций. Тем не менее,  постоянно работаем над этой проблемой и процент автоматизированных и автоматических профилей риска увеличен", - заявил Голоскоков.

  Любопытна статистика,  приведенная ФТС. Всего за 2013 год было зарегистрировано 4.47 млн. деклараций.

Они подразделялись на следующие профили риска:

Общероссийские ПР-302

Региональные и зональные ПР-718

Целевые (срочные) ПР-8.781

"Правоохранительные"  ПР-4.059

"Интуитивные"  ПР-27.111

Количество деклараций с мерами по минимизации риска - 23,8%

""Интуитивные"  ПР - очень дискуссионные профили. По сути дела, это такой способ разрешить досмотреть на таможенном посту любую партию в любой момент, эту возможность мы жестко ограничим. С 1 января 2014 года  на этапе декларирования "интуитивный" ПР не применяется. На других этапах такая возможность остается", - сообщил начальник Управления рисков.

Таможенные операции в рамках СУР в 2013 году:

Прибытие товаров(108 тыс. шт.)-3,8%

Таможенный транзит(25 тыс. шт.)-0,5%

Декларирование(1.072 тыс. шт.)-23,8%

Убытие товаров(30 тыс. шт.)-1,7%

Выпуск до подачи (210)-4,1%

"Выпуск до подачи касается в основном экономических операторов. У нас некоторые экономические операторы,  получив этот статус, решили, что теперь они бесконтрольны, в этом я их разочарую", -  прокомментировал Голоскоков

   Основные усилия СУР нацелены на выполнение фискальных функций. За 2013 год в результате применения мер по минимизации в рамках действующих профилей рисков в бюджет доначислено почти 15 млрд. руб.  "На данный момент  в рамках СУР досматривается только 4% партий при ввозе и 0,7% при вывозе, вне рамок СУР товары не досматриваются, это запрещено", - сообщил Голоскоков.

   ФТС действует,  согласно задачам, поставленным правительством,  исходя из постановления Правительства РФ от 29.09.2012- 994 "Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов РФ, порядке и методике их мониторинга….

" При ввозе мы должны досматривать не более 10% грузов,  при вывозе не более 2%, при этом мы должны дать результат по досмотру,  т.е. выявить нарушения   не менее, чем в  7% случаев. На данный момент цифры по этим показателям удовлетворяют и Правительство и ФТС", - сказал Голоскоков.

  Отдельно начальник Управления рисков остановился на вопросе категорирования. На сегодняшний момент существует две системы категорирования.

"В ФТС действует две категории, низкая степень риска и все остальные", - отметил таможенник.

"Отраслевой" подход  строится на основе заявительного порядка и применяется при анализе деятельности лиц,  осуществляющих: производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции; экспорт продукции собственного производства. В этом сегменте к категории низкого уровня риска относится порядка 270 организаций.

Вторая система -  Автоматическое категорирование, применяется при анализе деятельности всех организаций,  осуществляющих импорт товаров (всего в 2013 году импорт товаров осуществляли 67.800  организаций), здесь к категории низкого уровня риска отнесено более 2000 организаций. 

"Мы стараемся развивать обе системы и в конце концов мы выберем лучшее из обеих систем и создадим единую", - отметил Голоскоков

  Сейчас действуют 40 критериев, которые разделены на две категории: характеризующие деятельность участников ВЭД и характеризующие результаты таможенного контроля. На данный момент на обсуждении находится новый приказ ФТС,  в котором прописаны уже 43 критерия, планируется, что данный приказ вступит в силу с первого июня этого года.

"Изучение недостатков двухканальной системы  толкнуло нас на поиски новых решений. Мы решили поэксперементировать с пятью категориями. Мы берем всех импортеров и разбиваем их на пять категорий: от низкого уровня риска до высокого. В созданной нами модели получилось пять категорий с разной процентной кодировкой: стабильно низкий уровень риска, низкий, умеренный, высокий, очень высокий. Начали работать, но общие результаты противоречивы. Если смотреть на начало эксперимента, на таком узком рынке появилось 90 новых юридических лиц. Сейчас приходит понимание, что стабильно низкие и низкие группы риска должны быть объединены. На это нас наталкивает и Всемирная Таможенная организация, подразумевающая в своих рекомендациях 4 категории  участников ВЭД. "

  Изменив существующую модель, ФТС воспользовалась рекомендациями, разделив участников ВЭД на 4 категории. Были пересчитаны все 68 тыс. импортеров, и вот что  получилось:

1.Низкий уровень риска (38% декларационного массива), их формируют 3% участников ВЭД.

2. Умеренный уровень риска-(47% декларационного массива) и 80% участников рынка.

3. Высокий уровень риска(12% декларационного массива) - 11%участников ВЭД 

4. Очень высокий уровень риска(3% декларационного массива) - 1% участников ВЭД.

  Данная модель получила название Субъектно-дифференцированная модель системы управления рисками. В основе этой модели лежат риски,  которые формируются товарной партией, но объем и способ применения определяется статусом участника ВЭД.

"Индикаторы риска - это вероятность наступления негативного события,  влияющего на степень достижения целей таможенного контроля. И серьезнейшим фактором повышения или понижения данной вероятности, является уровень «рисковости» лица", - отметил Голоскоков

  Модель строится с учетом того, что будет подана только декларация и никаких других документов ФТС не нужно, все индикаторы риска на этапе декларирования будут высчитываться на основании анализа декларации. ФТС предлагает в отношении низкой категории риска до выпуска товара применять только профили риска по запретам и ограничениям - правоохранительные и целевые. Умеренная группа риска -  то же самое, только распределение мер по минимизации между этапом до выпуска и после выпуска производится на основании генератора случайных чисел, а этот генератор обладает памятью. В случае,  если были отработаны меры по минимизации до выпуска и ФТС получает результат, генератор ухудшает статус, если результата нет, генератор улучшает позицию. Высокая степень риска - все профили риска применяются до выпуска товара. Очень высокая степень риска - принудительный контроль в отношение всех партий товара без применения профилей риска. 

   Планируется, что благодаря данной модели просчета рисков средний срок выпуска товаров при импорте сокранится в два раза, а для низкой категории риска время выпуска товара может составить и 5 минут. В таможне уверены, что это станет стимулом для участников ВЭД к достоверному декларированию путем создания положительной истории результатов таможенного контроля. Также вероятно снижение издержек участников ВЭД на таможенные формальности в результате применения дифференцированного таможенного контроля. Немаловажен для ФТС факт уменьшения количества объектов таможенного контроля без снижения результатов этого контроля.

"14 апреля  я буду докладывать на оперативном совещании предложения к этой модели, надеюсь получить одобрение на проведение эксперимента в отдельно взятой таможне по всей номенклатуре товара и до конца 2014 года сформировать доказательную базу, что эта модель эффективна. Революционный замысел, не знаю, сохранится ли подобный радикализм в отношении группы очень высокой степени риска, жизнь подскажет, во всяком случае мы готовы к отказу от догм", - заключил Голоскоков

Кстати: 29 мая, на коллегии ФТС будет представлена новая модель версии концепции СУР, последняя подобная концепция была утверждена еще в 2003 году. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы