Аналитика

Автоматический выпуск - будущее электронного декларирования

Таможенная служба практически полностью перешла на механизм электронного декларирования. Сейчас, по данным ФТС,  в электронной форме подается свыше 95 % всех деклараций. С 1 января 2014 года таможня должна перейти на 100% электронное декларирование. Однако,  о  недостатках данной системы даже говорить не нужно -  стопки бумажных документов и их копий уже не помещаются в стенах таможен. Переход на полностью безбумажный документооборот, который существует за рубежом, в силу ряда причин находится под большим вопросом. Зато таможня уже в скором времени будет осуществлять выпуск товаров полностью в автоматическом режиме, т.е. без участия самих должностных лиц.

 

Технологию автоматического выпуска называют одной из самых перспективных и важных с точки зрения развития таможенного администрирования. Итак, рассмотрим более подробно, что же она собой представляет....

Основной задачей таможенного администрирования для многих стран стало ускорение осуществления таможенных операций. В результате чего была разработана система автоматического (автоматизированного) принятия решения о выпуске товаров. Основная её суть состоит в том, что решение о выпуске принимается компьютером, а не должностным лицом таможенного органа. Особенно преуспели в развитии этой системы страны Европы, а также Южная Корея.

На вооружение её решил взять и Таможенный союз. В документе «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012 - 2015 годах» содержится информация о том, что к 2015 году с помощью автоматического выпуска будет оформляться от 40 до 50% деклараций.

Прокомментировал данный документ Владимир Анатольевич Гошин, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК.

 «Основная идея — это приоритет, а точнее, полный переход на электронные документы, отказ от всех бумажных документов и технологий, автоматический выпуск товаров — чтобы не менее 50% всех товаров, перемещаемых через границу ТС, выпускались в автоматическом режиме», — сказал В. Гошин.

«Не нужно будет вообще ходить на таможню, а только в электронном виде подать документы. Все объективные условия для этого существуют», — пояснил он.

Еще одним приоритетом, по словам В. Гошина, является внедрение принципа «одного окна» для внешнеэкономической деятельности. «Документы будут подаваться один раз, только в таможенный орган и в электронном виде. Компьютер таможенного органа будет “общаться” с компьютерами министерств и ведомств, которые выдают различные разрешения и лицензии на перемещение товаров», — сказал он.

Он сообщил также, что таможенные органы планируют контролировать поступление платежей в автоматическом режиме. «Как посчитали экономисты, сокращение времени таможенного оформления на один день дает прирост национального продукта более чем на 1%», — сказал министр.

В соответствии с этим документом Россия, Беларусь и Казахстан начали строить свою систему автоматического выпуска.

Для начала охарактеризуем процесс её развития в России.

Требование о нем продиктовано особенностями времени, а также зафиксировано в дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29 июня 2012 г. № 1125-р.

План его реализации предполагает наличие двух этапов:

  •       Внедрение пилотного проекта технологии автоматического выпуска к январю 2015 года.
  •       Полномасштабное внедрение данной технологии к январю 2018 года. Что позволит исключить человеческий фактор и сократить до 20 минут срок выпуска товаров для всех участников ВЭД. 

СПРАВКА ПРОВЭД: Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» имеет ряд важных моментов (по данным агентства стратегических инициатив).

Автоматический выпуск-1

 

Автоматический выпуск-2

Автоматический выпуск, в свою очередь, это одно из направлений ускорения совершения таможенных операций, т.к. решение о его выпуске должно приниматься компьютером, а значит занимать гораздо меньше времени, что в свою очередь, будут в немалой степени способствовать решению главной задачи – улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в стране.

Кроме того, планируется, что реализация данного механизма будет осуществляться на данный момент только в отношении «некритичных» товаров, т.е. тех, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях. В свою очередь, это теоретически позволит таможенникам сфокусироваться на поставках, в отношении которых выявлены риски.

Возможный алгоритм действия этой системы представлен на рисунке ниже. 

автоматический выпуск-3

ФТС в настоящий момент проводит ряд подготовительных мероприятий.

В частности, в таможенных органах в период с 25 сентября по 31 декабря 2012 года был проведен комплексный анализ возможности автоматического выпуска товаров в случае, если товары не попадают в рисковую зону.

В течение указанного периода были проведены эксперименты по использованию автоматического выпуска товаров. Так, он проводился в октябре 2012 года на Кондопожском посту Карельской таможни и в Новгородской таможне.

По результатам указанного анализа выявлено, что в автоматическом режиме без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов могут выпускаться товары, помещаемые в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в отношении которых не взимаются экспортные пошлины, не применяются запреты, ограничения и меры экспортного контроля, и в отношении которых не выявлены профили риска. Общий объем таких ДТ из декларационного массива колеблется около 21% в ЮТУ, 30% - СТУ, 33% - ПТУ, а в среднем по ФТС России составляет около 30%».

Автоматический выпуск-4

 

Однако реализация данной технологии не так проста и весьма противоречива.

Во-первых, если за рубежом она работает в рамках электронной таможни и полностью электронного документооборота, то в России пока что все иначе.

СПРАВКА ПРОВЭД: «Электронная таможня» - это, прежде всего, термин, применяемый Всемирной таможенной организацией для обозначения таможни, которая работает с электронными документами, т.е. без бумаги.

Таким образом, видно, что, не решив проблему с созданием «Электронной таможни», т.е. не перейдя полностью на электронный документооборот, таможня делает надстройку в виде автоматического выпуска,  под которую будут попадать товары с перечисленными выше требованиями.

Кроме того, система автоматического выпуска должна быть основывается на развитой и эффективной системе управления рисками. Это видно из критериев, предъявляемых к товарам, описанным выше.

Во-первых, отдельные категории лиц будут освобождены от применения ряда форм таможенного контроля. Это обозначено в документах, как субъектно-ориентированный подход.

Реализация этой системы предполагает дифференциацию участников внешнеэкономической деятельности. В действующей редакции Таможенного кодекса Таможенного союза такая попытка уже сделана - введен институт уполномоченных экономических операторов.

Также осуществлялись мероприятия по формированию перечней конкретных лиц по отраслям, освобождающихся от применения ряда форм таможенного контроля. Так, в «зеленый коридор» уже попали импортеры мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, предприятия-производители собственной продукции, а также экспортеры собственной продукции. 

Другое требование состоит в том, что под автоматический выпуск будут попадать товары, в отношении которых не выявлены профили рисков. А система управления рисками в России, как известно, страдает несовершенством. Только стоимостные профили рисков охватывают сегодня более 70% физического объема импортных товаров. Естественно, что строить на этом систему автоматического выпуска невозможно. В этом направлении также не стоит исключать коррупционный фактор  - здесь слишком большие возможности для того, чтобы таможенники хотели что-то менять.

О необходимости реформирования СУР для автоматического выпуска высказался и начальник ГУОТО и ТК ФТС Друшляков А.А. в своем докладе «О текущем состоянии дел и предложениях ФТС России, направленных на развитие системы таможенного контроля».

В частности он говорит о следующих направлениях совершенствования СУР:

  •  Комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР;
  •  Выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;
  •  Применение субъектового подхода при оценке степени риска;
  •  Применение отраслевого подхода при оценке степени риска;
  •  Разработка и модернизация необходимого программного обеспечения;
  •  Разработка нормативной правовой базы;

 Другими словами, автоматический выпуск должен затронуть все сферы СУР.

Ещё одной проблемой в реализации автоматического выпуска является то, что на данный момент существуют препоны в законодательстве. Например, в соответствии с пунктом 4 ст. 195 ТКТС «выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа», а автоматический выпуск как раз  предполагает выпуск без участия должностного лица. Соответственно необходимо внести изменения в Таможенный кодекс, а также связанные с ним национальные документы,  в том числе в части нормативного регулирования привлечения к уголовной и административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих таможенное декларирование товаров, подпадающих под критерии автоматического выпуска.

Представители таможни неоднократно замечают, что  «при этом, ответственность за принятие решения о выпуске товаров, выпущенных в автоматическом режиме, необходимо возложить на таможенные органы, сняв такую ответственность с должностных лиц таможенных органов». С точки зрения логики это действительно оправданно - выпуск осуществляется компьютером, а не лично человеком.  

Что касается предполагаемых сроков оформления, то в соответствии с «Основными направлениями совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах» в автоматическом режиме должно выпускаться 40-50% деклараций, что позволит сократить время оформления в 2-3 раза. Если автоматический выпуск будет отсутствовать, принятие решение о дополнительных формах контроля и запросе документов не должно превышать 15 минут.

В соответствии с дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» до 2015 г. при импорте срок прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки не должен превышать 24 часа, столько же при экспорте, а к 2018 году время сократится до 2 часов и при экспорте, и при импорте.  Все это, безусловно, требует внедрения системы автоматического выпуска. Однако данные показатели - обобщенные. В них учитываются декларации, выпущенные автоматически и все остальные, соответственно возникает вопрос, а сможет ли таможня достичь таких показателей, учитывая, что доля автоматически выпускаемых деклараций будет  на уровне 30-40%, да ещё и только при экспорте? Впрочем, судя по карте, основная ставка делается все же не на автоматический выпуск (в противоположность зарубежным странам), а на уменьшение числа документов, сроков их оформления и сроков прохождения различных видов контроля.

Далее рассмотрим, как данная технология реализуется в Беларуси.

Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси уже во втором полугодии 2013 года планирует внедрить систему автоматического выпуска экспортной продукции белорусских предприятий, сообщил заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк.

"Во втором полугодии мы планируем перейти на автоматический выпуск товаров, это касается экспорта белорусских субъектов хозяйствования", - заявил С.Борисюк в среду на пресс-конференции в Минске. Он отметил, что это нововведение будет внедрено в рамках проекта "Электронная таможня", к реализации которого ведомство приступило в минувшем году.

СПРАВКА ПРОВЭД: Проект «Электронной таможни» в Беларуси  разрабатывается ещё с 2010 года. Проект планируется реализовать в Беларуси к 2014 году. По словам экспертов, 95% информации, запрашиваемой импортерами и экспортерами в министерствах, есть в таможне. Основная идея состоит в том, чтобы все предоставлять единожды в электронном виде". Это и предполагает проект "Электронная таможня". Будет создано так называемое единое национальное окно, через которое предприятия смогут получать необходимую информацию.

Это развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры таможенных органов, а также органов госуправления и участников внешнеэкономической деятельности, повышение качества и доступности предоставляемых информационных услуг. "Электронная таможня" будет интегрироваться с информационными ресурсами банковской системы, государственных органов, информационными системами зарубежных таможенных служб. Это позволит реализовать принципы "одно окно", "одна остановка". 

Другими словами, система автоматического выпуска в эту схему вписывается гораздо более органично, чем в России.

С июля экспортная продукция белорусских предприятий будет помещаться под таможенную процедуру в автоматическом режиме, "то есть без участия представителей субъектов хозяйствования", проинформировал С.Борисюк. По его словам, это нововведение коснется примерно 80% экспорта товаров

При этом зампред ГТК пояснил, что такая процедура будет осуществляться по схеме, аналогичной механизму автоматического оформления статистических и периодических деклараций, на который белорусская таможня перешла в сентябре 2012 года.

СПРАВКА ПРОВЭД: В настоящее время в Беларуси действует подсистема автоматической регистрации статистических деклараций. Особенность данной системы в том, что регистрация статистических и периодических статдеклараций осуществляется автоматически, без участия сотрудника таможенных органов.

Данное нововведение значительно упростило процедуру и сократило до минимума время регистрации, тем самым оно реализовало на практике заявительный принцип регистрации таможенными органами статистических деклараций.

Затрачиваемое на регистрацию время сократилось с 10—15 минут при участии человека до 1—2 минут с помощью компьютера. Примечательно, что все решения  принимаются машиной. «Первым этапом автоматизации явилось введение с 1 марта текущего года обязательного представления в таможенный орган статистических деклараций исключительно в виде электронного документа.В России такой практики пока нет. Систему автоматической регистрации статистических деклараций планируется вводить только к 2015 году. 

Возвращаясь же к российской действительности, отметим, что в целом для работы данной системы потребуется множество изменений. Представители таможенных органов, в частности С.А. Амельянович – и.о. первого заместителя начальника ГУОТО и ТК ФТС России, выделяют следующие пути совершенствования системы автоматического выпуска.

  •  внесение изменений в действующие технологические решения, предусматривающие сверку сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенных органов.
  •  кардинальная переработка единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и проведение организационно-структурных мероприятий;
  • обеспечение взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме при осуществлении таможенных операций, в том числе отличных от таможенного декларирования товаров, предшествующих подаче декларации на товары (при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, таможенном транзите, временном хранении товаров и пр.)
  •  разработка алгоритмов:

- автоматической проверки условий подачи и регистрации декларации на товары;

- автоматической проверки сведений, заявленных в декларации на товары, в части контроля правильности определения классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

- правильности определения страны происхождения товаров;

- соблюдения актов законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров;

- соблюдения прав интеллектуальной собственности;

- валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

- таможенной, статистической стоимости;

- правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

- соблюдения условий помещения под заявленную таможенную процедуру;

- соблюдения дополнительных условий выпуска.

К чему приведет автоматический выпуск в будущем? Без сомнения, для некоторой доли участников ВЭД он позволит ускорить процесс таможенного оформления, однако в условиях недостаточно эффективной системы управления рисками положительные результаты будут не столь значительны.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы