Экономика

Как полностью остановить транзитный потенциал России

По какому пути пойдет транзитная система Евразийского Экономического Союза, решали в Госдуме...

Сегодня в Государственной Думе России состоялось очередное заседание Координационного Совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков. Среди поднятых в этот день вопросов можно выделить обсуждение новой редакции Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза, внесение изменений в статьи 16.2 и 29.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также была затронута тема о текущем состоянии работы по внесению изменений в действующее законодательство  в связи с присоединением РФ к Киотской Конвенции. Тема нового поворота в развитии ситуации с действием книжек МДП на территории РФ витала в воздухе, но времени на ее обсуждение регламентом было не предусмотрено.

 

   Владимир Гошин – Член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подробно рассказал о формировании  современной  таможенной политики Евразийской экономической комиссии и подготовке новой редакции Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.

   Формирование Евразийского Экономического Союза, а также желание присоединиться к Таможенному Союзу двух новых членов - Армении и Киргизии, делает таможенное направление, по мнению Гошина, одним из важнейших факторов в реализации этих проектов. Как известно,   новый Кодекс Евразийского Экономического Союза пишется экспертной группой, участвовавшей  в подготовке ныне действующего кодекса.  Это эксперты и специалисты заинтересованных сторон,   представители бизнеса. Экспертная группа собирается на две недели каждый месяц.

"Работа движется, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Вместе с тем, ажиотаж первых встреч прошел, когда собиралось по сто человек и конструктивную работу выстроить было крайне сложно. Сейчас осталось 35-40 человек и работа пошла значительно быстрее,"- отметил Владимир Гошин.

  Активную работу по облегчению существующих законодательных рамок ведет созданная рабочая группа по подготовке Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза. Работа в группе проводится на уровне замминистров и руководителей таможенных органов, Министерства финансов, Министерства транспорта, промышленности и других, к работе привлечены и эксперты от бизнеса. Группа  тоже собирается раз в месяц, ведется обсуждение вопросов, реализация которых не может быть осуществлена силами экспертной группы. В том  случае, если рабочая группа на уровне заместителей министров не может решить проблемный вопрос, он передается выше, вплоть до премьер-министров. На данном этапе, со слов Гошина, уже вырисовывается несколько вопросов, которые на уровне рабочей группы решить не удастся.

"Первый, очень чувствительный вопрос, на последнем заседании поднял бизнес – о  необходимости  предоставления документов по стандартизации при таможенном оформлении. С одной стороны, если мы отказываемся от этих документов при таможенном оформлении, время прохождения значительно ускоряется, но с другой стороны - увеличивается риск поступления на внутренний рынок не сертифицированной и прочей продукции. Второй вопрос, который мы, наверное, тоже не сможем решить в рамках рабочей группы - это необходимость взимания процентов за отсрочку ввозных таможенных пошлин. В белорусском и российском национальном законодательстве написано, что проценты взимаются, в казахстанском нет. Такого уровня вопросы  требуют дополнительного обсуждения", - заявил Гошин.

   Владимир Гошин также рассказал, что уже удалось согласовать и о чем удалось договориться трем государствам, отметив при этом активную позицию бизнеса.

"Бизнес учится на ходу. Если поначалу приходили с идеями: мы хотим это, мы хотим то, сейчас начинается более конструктивная работа не просто на уровне пожеланий, а конкретная формулировка конкретной статьи Таможенного кодекса. Учимся друг у друга и потихоньку движемся вперед", - отметил Гошин

   На заседаниях рабочей группы, со слов Гошина,  были согласованы следующие подходы: приоритет электронного декларирования ( совсем отказаться от письменного декларирования невозможно, это подтверждает и бизнес, но оно будет применяться в случае технических сбоев, а также при определенных случаях,  прописанных в Кодексе).

Также эксперты согласовали необходимые формулировки для кодекса о возможности решения таможенных операций по регистрации декларации по выпуску товаров автоматически, с применением информационных систем и программных комплексов таможенных органов. Помимо этого идет переговорный процесс по согласованию механизма Единого окна при совершении таможенных операций, работа в этом направлении ведется.

   В своем выступлении  Гошин затронул и тему совершенствования транзитной системы.

"Я не хочу останавливаться на тех проблемах, которые есть с применением Конвенции МДП на территории РФ. Я не знаю,  что с ней будет после первого июля, и не хочу это комментировать. Мы ищем выходы из создавшейся ситуации, мы не можем зависеть от волеизъявления отдельных чиновников одной стороны. Мы проанализировали Европейскую конвенцию о транзите и возможность вступления в нее, Россия и Белоруссия уже имеют статус наблюдателей в этой конвенции. Но подобный выбор сопряжен с серьезным изменением существующего законодательства практически во всех областях.  Обсуждается также создание нашей национальной системы, аналогичной транзитной системе Европейского союза, если это удастся, можно будет начинать переговоры с ЕС об интеграции или сопряжении этих двух систем. Конечная цель, чтобы транзитная декларация открывалась, скажем, сразу от Берлина до Москвы."

  По информации ЕЭК, серьезному контролю подвергается не более 10% грузовиков, остальные следуют "по зеленой зоне". Поэтому, со слов Гошина,  не следует увеличивать количество пунктов пропуска, а средства нужно  вкладывать в развитие дорог и совершенствование программного обеспечения.

  От имени комиссии  уже отправлены письма с предложением заинтересованным сторонам  определиться, по какому пути идти, с Европейской конвенцией о транзите или создавать аналогичную….  

  Свою позицию по будущему развитию транзитной системы высказала Марина Лякишева – руководитель рабочей группы Координационного совета, советник по вопросам таможенного права ДЛА Пайпер Рус Лимитед.

"Вчера на площадке ЕЭК  обсуждался вопрос обеспечения таможенного транзита, что, можно сказать,  является краеугольным камнем транзитной системы. Пока рано говорить о результатах, но услышанное настораживает. Это не имеет никакого отношения к подобию транзитной системы,  действующей в ЕС и если будет реализован проект обсуждаемых вчера поправок, это может полностью остановить транзитный потенциал России, Казахстана и Белоруссии,"- сообщила Марина Лякишева.

  Эксперт предложила более подробно прорабатывать все, что связано с организацией внешнеторговых грузопотоков и по обсуждаемым проектам собирать как можно более широкое мнение российских специалистов и выносить на площадку Государственной Думы. Варианты  использовать  что-то похожее на Европейскую систему  в национальном законодательстве существуют, но почему-то они не рассматриваются, отметила Марина Всеволодовна.

  Также, она рассказала о несогласии с некоторыми аспектами в вопросах, поднятых вчера в ЕЭК. К примеру: система организации  транзита между двумя государствами  предусматривает, что гарантийный сертификат должен рассчитываться самим плательщиком, правда, при этом  непонятно,  по каким ставкам и по какому курсу. Если такой сертификат принят казахской стороной и направлен по существующим каналам связи на российскую границу, то тут уже российский таможенник может принять этот сертификат или рассчитать другую сумму обеспечения.

"Мне кажется,  такой подход совершенно неправильный. Расчет обеспечения при выпуске осуществляется таможенными органами, пускай такой подход организуется и при транзите. И сумма обеспечения казахской стороной должна безоговорочно приниматься российским или белорусским таможенным органом. А то, как  и в каком едином порядке должны производиться расчеты,  должна определять комиссия. И самый главный принцип, что еще до ввоза товара, любой перевозчик или любое лицо,  занимающееся внешнеэкономической деятельностью,  должны четко знать,  какой размер обеспечения и в отношении какого товара необходимо внести,  в независимости от изменения курсов валюты и т.д."- сказала Марина Лякишева.

  

  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы