Таможня

Что изменится в новом ТК ЕАЭС для физических лиц?

С января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Изменения, которые в нем содержатся, в основном адресованы участникам ВЭД, однако внимательно стоит отнестись к документу и рядовым гражданам. Что будет нового?

 


Больше подробностей

Глава 37 ТК ЕАЭС, которая заменит главу 49 ТК ТС, содержит множество изменений и дополнений. Она гораздо объемнее предшественницы во многом потому, что в нее вошли строки соглашения между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», а также выдержки из ряда других международных документов. Однако без отсылок все же не обошлось. Все самое главное – нормы ввоза и перечни товаров – будут регулироваться документами Евразийской экономической комиссии или на национальном уровне в каждой стране союза.

В частности, комиссия будет определять количественные характеристики товаров и критерии их отнесения к товарам для личного пользования, нормы беспошлинного ввоза, товары, на которые действуют запреты и ограничения, а также те товары, которые под видом личного пользования ввозить нельзя.

А решать попросы о том, сколько начислять налогов, какой вводить порядок подачи деклараций, государства будут в отдельности. Кроме того, в пункте 8 статьи 266 ТК ЕАЭС отмечено, что местным законодательством могут устанавливаться дополнительные более жесткие нормы беспошлинного ввоза.

 

Новые нормы ввоза товаров

Нас ждет ужесточение норм беспошлинного ввоза товаров. Приложением №3 к Проекту Решения Совета ЕЭК «О применении таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования» установлено поэтапное снижение норм ввоза товаров для личного пользования, при которых не надо будет платить таможенные пошлины и налоги.

При авиаперевозках без уплаты платежей можно ввозить товары стоимостью не более 10000 евро (в эквиваленте) и (или) вес которых не превышает 50 кг.

Если вы везете товары наземным, морским или железнодорожным транспортом, то по 31 декабря 2018 года это – товары стоимостью до 1500 евро и весом до 50 кг, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года – до 1000 евро и до 50 кг, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года – до 750 евро и до 35 кг, а с 1 января 2021 года – до 500 евро и до 25 кг.

А для пересылки товаров в международных почтовых отправлениях нормы и вовсе станут драконовскими. По 31 декабря 2018 года стоимость товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 1000 евро, а вес – 31 кг, с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 – 500 евро и 31 кг, а с 1 января 2020 – 200 евро и 31 кг.

Такие же лимиты будут установлены при доставке товаров на территорию ЕАЭС перевозчиком. Получается, что уже в недалеком будущем за границей особо и не разгуляешься.

 

Временное хранение товаров для личного пользования

В новом документе подробнее описана процедура декларирования товаров, ввозимых для личного пользования, а также уплаты таможенных платежей и выпуска товаров. Кроме того, появилась статья 259, в которой регулируется временное хранение товаров для личного пользования иностранного физического лица, который переселяется на ПМЖ или получает статус беженца. После написания заявления и сбора необходимых документов товары помещаются на временное хранение на определенный срок в зависимости от случая, установленного кодексом.

 

Ремонтировать машину за рубежом по гарантии будет невыгодно

Старый Таможенный кодекс статьей 359 разрешал не декларировать части транспортных средств, которые были заменены при временном вывозе транспортного средства для личного пользования в следующих случаях: при осуществлении гарантийного ремонта или обслуживании согласно условиям договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством государств-членов Таможенного союза, либо при осуществлении ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства для личного пользования после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В новом ТК ЕАЭС, а именно в пункте 3 статьи 265, таких «вольностей» уже нет. Сказано однозначно: «Замененная часть при обратном ввозе такого транспортного средства для личного пользования на таможенную территорию союза подлежит таможенному декларированию в целях выпуска в свободное обращение».

 

 

 

Временно ввезенное авто могут задержать

Статья 264 ТК ЕАЭС, в которой описывается временный ввоз транспортных средств физлицами, стала намного обширнее: в нее включили положения нескольких международных нормативных актов.

В новом документе есть важная фраза, которая отсутствовала ранее: отмечено, в каких случаях временно ввезенные транспортные средства могут быть задержаны таможенными органами. Это возможно, если они не были вовремя вывезены (и не были помещены под таможенную процедуру выпуска в свободное обращение) или были переданы до осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения в иных случаях, чем установленные пунктами 7-9 статьи 264 ТК ЕАЭС.

 

Управлять временно ввезенным авто сможет третье лицо

Согласно старому законодательству, временно ввезенные транспортные средства не могли передаваться для использования третьим лицам, кроме как сотрудникам дипломатических представительств, либо передача была возможна только после таможенного декларирования и полной уплаты таможенных платежей за них. В противном случае грозил административный штраф. Это создавало массу неудобств, проблем и даже судебных разбирательств.

В новом ТК ЕАЭС, а именно в пункте 9 статьи 264, третьих лиц все же решили пустить за руль. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования это возможно тогда, когда авто передается на техобслуживание или ремонт, когда передается родителям, детям, супругу, состоящему в зарегистрированном браке, а также если транспортное средство временно ввезено иностранным физлицом и иностранному физлицу передается. Кроме того, это возможно, когда водное или воздушное судно передается капитаном своему экипажу, если транспортное средство невозможно эксплуатировать без команды.

 

У товаров для личного пользования станет больше признаков

Решить, везут товар для личного пользования или для коммерческого использования, таможенникам было не всегда просто. Опираться на законодательство при этом было трудно. Официально учитывались такие признаки, как частота перемещения товаров, их характер и количество. Размытость формулировок оставляла простор для творчества и для коррупции, а также порождала конфликты с пассажирами на пунктах пропуска. Теперь в проекте приложения №5 к Решению Совета ЕЭК содержится больше конкретных признаков:

  • обычный (традиционный) характер использования (эксплуатации) в пути следования и (или) месте назначениям, в том числе с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта, частоты пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза;
  • наличие признаков износа, стирки, иного использования (эксплуатации);
  • наличие царапин, вмятин, иных механических повреждений;
  • отсутствие бирок, ярлыков, этикеток, первичной упаковки, в том числе перемещаемых отдельно, за исключением упаковки, поврежденной способом, исключающим ее восстановление в первоначальное состояние экономически выгодным способом;
  • ввоз в единичном либо ином количестве, необходимом для обычного (традиционного) использования (эксплуатации) такого товара, в том числе с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта объективной необходимости в пути следования и месте назначения;
  • информированности физического лица о количестве таких товаров, их качественных характеристиках, в том числе возможных дефектах, повреждениях.

ТК ЕАЭС содержит множество дополнений. Огромным плюсом нового документа стало включение в него положений, которые раньше содержались отдельно в международных актах ЕЭК, что стало важным плюсом именно для физических лиц, которым не так-то просто найти нужный закон среди огромного массива нормативных документов.

Тем не менее без отсылок все же не обойтись, а учитывая последние изменения, новых правил и законов в странах ЕАЭС не избежать.

Так что тем, кто ввозит иностранные товары или автомобили, стоит особенно внимательно присматриваться к изменениям в законодательстве в ближайшие годы в каждом отдельном государстве.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы