Экономика

Оружейные короли мира

Мировой оружейный рынок – это рынок нескольких «продавцов». Его лидеры – Соединенные Штаты, Российская Федерация, Великобритания, Франция и Германия. Поставки из этих стран обеспечивают более 90% мирового рынка оружия, согласно оценкам экспертов Стокгольмского института международных исследований проблем мира.

 


Лидеры торговли

Кроме признанных «оружейных королей» следует назвать также Нидерланды, Израиль, Бельгию, Испанию и Италию, которые играют заметную роль как на отдельных региональных рынках (в Южной Африке и в Южной Америке), так и в отдельных сегментах мирового рынка вооружений.

Например, легендарная бельгийская винтовка FN FAL, заслужившая прозвище «правая рука свободного мира», насчитывает более 80 лет истории, стояла на вооружении в 90 странах и продолжает производиться до сих пор.

Италия в прошлом году удвоила объем своих оружейных продаж – до 14,63 миллиарда евро – в первую очередь благодаря успеху на рынке истребителя четвертого поколения Eurofighter Typhoon.

Другой «оружейный барон», доминирующий на рынках стран Юго-Восточной Азии, – это Израиль. Благодаря своей превосходной электронной промышленности Израиль специализируется на усовершенствовании авиационных систем и беспилотных аппаратах (по данным Стокгольмского международного института исследований мира, за последние тридцать лет 60,7% всех экспортированных БПЛА в мире были произведены в Израиле), радарах и средствах радиоэлектронной борьбы, системах разведки, информационных технологиях и системах коммуникации. Популярность израильских вооружений обусловлена специфическим обстоятельством – военная техника Израиля успешно прошла «проверку боем» в многочисленных войнах и локальных конфликтах.

 

Сделано в Китае

Особое место в списке мировых торговцев оружием занимает Китай. Практически до начала десятых годов нынешнего века эта страна оставалась покупателем вооружений, но затем стремительно превратилась в их поставщика. Покупателями оружия Made in China чаще всего становятся африканские страны, а также Пакистан – в первую очередь из-за своего тлеющего конфликта с Индией.

В то время как многие страны избегают поставок оружия Пакистану из-за опасения испортить отношения с Индией, китайцы, которые рассматривают Индию как потенциального противника, охотно снабжают Исламабад оружием. В отличие от других грандов оружейного рынка, которые предпочитают индийских покупателей как более перспективных и платежеспособных. Кроме того, опыт организации собственного оружейного производства доказал индийской стороне, что в настоящее время военную технику Индии проще приобретать, а не производить. Поэтому все ведущие производители вооружений тесно взаимодействуют с индийскими военными – за исключением китайских военных заводов.

Именно Пакистан выступает покупателем истребителей китайского производства Chengdu FC-1 Xiaolong, который в Исламабаде называют JF-17 Thunder. Следует отметить, что Китай при заключении оружейных контрактов наряду со льготными целевыми кредитами покупателям предлагает дополнительные транспортные и технологические проекты на привлекательных условиях.

Несмотря на то, что Китай способен предлагать на мировом рынке и самолеты, и боевые корабли, основу оружейного экспорта Поднебесной сегодня составляют штурмовые винтовки, пулеметы, гранатометы – средства ближнего боя. Так, по поставкам боеприпасов к стрелковому оружию КНР вышла на первое место в мире, обогнав и Россию (номер два на этом рынке) и США.

 

Отдельная история

Другим хитом продаж китайского ВПК стали танки. Главным покупателем китайского танка MBT-2000/Al-Khalid является Пакистан, как можно судить из названия этой боевой машины, создававшейся именно для экспорта в эту мусульманскую страну. Кроме того, покупателями MBT-2000/Al-Khalid выступили Марокко, Мьянма, Шри-Ланка и Бангладеш. Общее же количество проданных Китаем танков приближается к восьмистам. И хотя сам танк очень близок по своей компоновке и технологическому решению к российскому Т-90, китайская машина стоит несколько дороже. Более высокая цена объясняется более совершенной системой управления огнем, а также наличием в конструкции дорогих французских компонентов.

Танки на мировом оружейном рынке – это совершенно особая история. Бестселлером этого рынка остается российский Т-90МС, созданный на базе советского танка Т-72: в мире продано более полутора тысяч танков этой модели. При этом контракты на сотни машин все еще исполняются. Основным покупателем Т-90МС, как нетрудно догадаться, выступает Индия, а также Ирак и Вьетнам. По собственным оценкам российских производителей, они планируют реализовать не менее 3000 таких танков, что может сделать Т-90МС самой продаваемой «моделью» на мировом танковом рынке.

Если экспортная стоимость российского танка Т-90С составляет около $2,5 миллиона, а стоимость модернизированного Т-90МС достигает $4,3 миллиона, то купить современный западный танк дешевле, чем за $6 миллионов, не получится. К примеру, немецкий танк Leopard 2 обойдется покупателю в $6,79 миллиона, а модернизированный Leopard 2 A7+ – больше $10 миллионов. Это плата за репутацию германских строителей танков, за лучшую в мире пушку Rheinmetall Rh-120 L55A1 калибром 120-мм и за повышенную защищенность от кумулятивных боеприпасов. Правда, опыт боевого применения этой машины в Афганистане и Турции носил ограниченный характер.

Зато американский танк Abrams доказал и прочность своей брони, и надежность двигателя в двух кампаниях в Ираке (где ему противостояли танки советского производства). В качестве основного орудия на Abrams используется 120-мм гладкоствольная пушка М256 (это тот же Rheinmetall Rh-120 в лицензионном варианте). Но высока и плата за технологическое совершенство – не менее $8,6 миллиона: для такой дорогой и сложной боевой системы в мире просто не хватает покупателей.

Впрочем, лидером по цене следует назвать французский танк AMX-56 Leclerc, единственным покупателем которого оказалась армия Объединенных Арабских Эмиратов. Ни один военный бюджет не мог позволить себе заплатить €9,3 миллиона за один танк. В результате на вооружении армии ОАЭ стоит почти столько же танков, сколько и в самой Франции – около четырехсот. Впрочем, как показал опыт боевых действий армии ОАЭ в Йемене, танк стоит этих денег – броня Leclerc оказалась неуязвимой для противотанковых комплексов российского производства, а четыре (из семидесяти, участвовавших в боях) машин, получивших повреждения, были быстро возвращены в строй.

В последние годы географический вектор мирового оружейного рынка очевидно смещается в Азию. Ключевыми игроками – производителями, покупателями и потребителями систем вооружений – становятся страны этого региона: Китай, Малайзия, Индия, Сирия, Вьетнам и даже Алжир, который, будучи «африканской» страной, очевидно, принадлежит к «восточному миру». Но каковы долгосрочные перспективы такого рынка – это предмет отдельного разговора.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы