Таможня

Маркировка знаком ЕАС: легче не будет

Соблюдение мер технического регулирования – вечная головная боль участников ВЭД. Помимо всех сложностей, связанных с подтверждением соответствия ввозимых товаров, импортеры не понимают, почему продукция, прошедшая сертификацию и получившая документ о соответствии, вызывает проблемы на таможне лишь из-за отсутствия маркировки ЕАС. Для таможенников же очевидно, что такой товар «не соответствует предъявленному документу». Поблажек не будет: перемаркировывать товары после их прибытия на территорию ЕАЭС не разрешат.

 


Все дело в знаках

Однако, несмотря на множество претензий участников ВЭД к перегибам со стороны таможенных органов при контроле товаров, подлежащих подтверждению соответствия, в цифрах, которые озвучивает таможенное ведомство, все выглядит не так страшно.

По данным Северо-Западного таможенного управления, в декларациях за 8 месяцев 2017 года сведения о представлении различных разрешительных документов предоставлялись около 1,2 миллиона раз. Это 536 тысяч деклараций на товары. Доля товаров, выпущенных с представлением разрешительных документов, составила 40%. На долю документов о соответствии пришлось 75% (почти 900 тысяч сертификатов и деклараций о соответствии). С одной стороны, документов много, но с другой, количество проведенных таможнями региона досмотров – 15030, что составляет всего 3% от всех декларируемых товаров.

EAC 1Маркировка ЕАС как яблоко раздора между декларантами и таможнейВ случае выявления нарушений – в том числе несоответствия маркировки, предусмотренной требованием технического регламента – следует говорить не о придирчивости таможенных органов, а о том, что бизнес пренебрегает обязательными условиями ведения ВЭД, подчеркнули в таможне.

«Это означает, что товар не соответствует предъявленному документу. Когда мы говорим, что у нас в сертификате не соответствует заявленный изготовитель, это никого не смущает, но когда выявляются иные признаки, например, несоответствие маркировки, которая также является одним из требований техрегламента, это почему-то вызывает вопросы. Хотя и то и другое свидетельствует о том, что таможня выявила товар, для которого нет разрешительного документа, потому что этот товар не соответствует требованиям регламента», – пояснила позицию таможенных органов заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Екатерина Ладынина на деловой встрече с участниками ВЭД, организованной Ассоциацией европейского бизнеса.

Ранее мы уже писали о проблеме наличия обязательной маркировки (включая маркировку знаком ЕАС) на момент ввоза товаров. Ситуация с тех пор не изменилась. Кроме того, некоторые участники ВЭД ссылаются на неопределенность понятия «выпуск в обращение».

«В 2014 году вступил в силу Договор о ЕАЭС – главный документ, который в специальном разделе прописывает нормы, касающиеся вопросов технического регулирования. Он определил порядок, правила, процедуры, а также ввел то самое любимое понятие «выпуск в обращение». «Выпуск в обращение», согласно Договору, это поставка или ввоз продукции с целью распространения на территории Союза», – разъяснила Екатерина Ладынина.

Соответственно, если даже технический регламент не содержит понятия выпуска в обращение, ориентироваться необходимо на определение, закрепленное в Приложении №9 к Договору о ЕАЭС.

По словам представителя СЗТУ, технический регламент является своего рода настольной книгой для участников ВЭД, в которой содержатся ответы на вопросы относительно технического регулирования ввоза конкретной категории товаров.

«Без этой настольной книги невозможно существовать, ее необходимо знать, чтобы не нарушить закон в сфере технического регулирования», – добавила Екатерина Ладынина.

 

Порядок новый – требования прежние

Представители таможенного ведомства признают, что нынешнее регулирование далеко от идеального. Заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Андрей Рязанов сообщил на прошедшем международном форуме, посвященном вопросам развития промышленности, что ФТС на постоянной основе анализирует информацию о правоприменительной практике. В ходе этого мониторинга выявляется абсолютно разная практика, в том числе по вопросам маркировки товаров.

По мнению Андрея Рязанова, наличие существенных особенностей совершения таможенных операций в отношении подконтрольных товаров – это следствие отсутствия единого порядка ввоза продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. ФТС признает, что это создает неравные условия для бизнеса.

«Надо быть откровенными. Порядок ввоза продукции (в отношении которой устанавливаются обязательные требования), утвержденный Решением Комиссии ЕЭК №294, сегодня устарел существенно. Мы очень серьезно перерабатываем все положения данного решения», – заявил директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Арман Шаккалиев на круглом столе, посвященном вопросам технического регулирования, в рамках выставки «Таможенные органы – 2017».

11 июля 2017 года распоряжением Коллегии ЕЭК от №74 была создана рабочая группа по разработке проекта нового порядка ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС. В состав данной рабочей группы вошли представители стран ЕАЭС.

Однако представители ФТС предупреждают: строить иллюзии относительно того, что требования станут менее жесткими, не стоит. При разработке нового порядка рабочей группе дали задание обязательно учесть, что оценка соответствия должна производиться до выпуска товаров в обращение и до подачи декларации.

Но, как показывает реальная практика, с инспекторами досмотра пока еще можно договориться о решении и этого вопроса.

«Стоимость такой услуги разная в разных таможнях и регионах. Ну, предположим, в пределах 50 тысяч рублей за несколько ящиков, тут кто как договорится. Главное, что такая опция есть, потому что частенько груз приезжает никак не маркированный, при этом документы-то все в порядке, сертификат есть. Мы сами печатаем наклейки на обычном принтере, сами привозим их и наклеиваем – на товар или на ящики. Это вопрос одного часа», – рассказал на условиях анонимности представитель компании-импортера.

Как утверждает таможня, существующий с 2008 года тезис о том, что соответствие требованиям техрегламента должно быть подтверждено в отношении перемещаемых товаров до их декларирования, обязательно сохранится в новых документах. Если инспектор таможни выявит несоответствие маркировки при прибытии товаров, он обязательно рассмотрит вопрос о наличии достаточных данных, позволяющих возбудить дело об административном правонарушении за несоблюдение запретов и ограничений. Таким образом, ни о какой перемаркировке после прибытия товаров на территорию ЕАЭС с разрешения таможенных органов речь идти не может, уверены в ФТС, хотя не так давно некоторые таможни вполне официально шли в этом вопросе навстречу участникам ВЭД.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы