Экономика

СА и РФ вместе смогут влиять на нефтяной рынок

Нефть на Ближнем Востоке кончается. Если страны этого региона хотят быть признаны на нефтяном рынке, им всем необходимо сотрудничество с РФ. Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, генеральный директор «ИнфоТЭК-терминал» рассказывает о перспективах сотрудничества Саудовской Аравии и России.

 

R T Exp 1

– Это не просто чрезвычайно любопытное событие, это событие с необыкновенным множеством уровней сложности.

Саудовская Аравия и Россия по объему экспорта нефти и нефтепродуктов примерно равны. В какие-то дни вперед выходит РФ, в другие – СА. Если говорить об объеме межгосударственной торговли нефтью (не обо всем объеме, поскольку большая часть продается внутри стран, а именно в контексте «экспорт-импорт»), то и Россия, и СА занимают по 20% рынка. В сумме это 40%.

Фактически, две наши страны, объединившись, могут очень сильно влиять на рынок. Много лет страны это не понимали. Причины были в том числе политические, такие, как интерес третьих стран, например, США.

В последнее время было достигнуто взаимопонимание, первые признаки его возникли где-то год назад. Как ни странно, но положительную роль сыграла война за рынки сбыта, возникшая после появления избытка нефти на рынке благодаря сланцевой нефти и битумам, которые добывают в Канаде и Венесуэле. Сложившаяся ситуация привела к тому, что ряд стран, в первую очередь СА, Иран и Ирак, стали сбивать цены на рынке посредством демпинга. Цель – увеличить свою долю рынка. Россия здесь пошла иным путем и действовать стала через свою главную нефтяную компанию «Роснефть». «Роснефть» стала формировать цепочки, которые включали в себя добывающие активы в России и потребляющие активы в странах-импортерах. Самый большой конгломерат – это Россия – «Роснефть» – Китай. Но таких цепочек много. Они есть во Вьетнаме, в Индии, также велась давняя серьезная работа на рынке Германии, которая в этом году претворилась в создание единой мощной перерабатывающей компании, которая заняла четверть всего нефтяного рынка Германии (по объему импорта – примерно четверть; если говорить об объеме переработки, то 12%). И еще несколько цепочек. Появление такого рода конгломератов связано с тем, что к управлению делами пришел Сечин – это его любимая тема. Результаты – прекрасны. «Роснефть» за эти годы стала главной нефтяной компанией мира.

К середине третьего квартала прошлого года СА поняла, что проиграла. Главным признаком такого проигрыша стало то, что РФ потеснила СА с первого места среди поставщиков нефти в Китай. Вторым и очень важным критерием стала покупка Россией нефтеперерабатывающего, транспортного и сбытового комплекса в Индии, на покупку которого претендовали также и другие страны – СА, Иран и так далее, но купила «Роснефть».

Когда саудиты поняли, что проиграли, они отказались от демпинга и попытались влезть в эти интегральные цепочки. Но оказалось, что влезть не так просто. Дело в том, что России есть чем маневрировать: мы своим партнерам предлагаем доли в добывающих предприятиях, и они становятся стабилизирующим фактором. У СА нет такой возможности – продавать доли.

Принц СА, который является сторонником реформ, попытался пробить через правящую семью идею о том, что нужно произвести IPO (Initial Public Offering – это первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц – прим .ред.) национальной нефтяной компания Saudi Aramco, чтобы начать формировать аналоги сечинских цепочек. Но правящая семья его не поддержала. Они вообще очень консервативны – до такой степени, что это даже вызывает смех. Предложение принца-реформатора заболтали и забыли.

Но СА, тем не менее, задумалась о сотрудничестве с Россией. Очень важным стало подписание ОПЕК+. Стало понятно, что два таких нефтяных тяжеловеса, как РФ и СА, вместе могут гораздо больше сделать на нефтяном рынке, чем по отдельности.

Важно вот еще что: в СА разведан каждый квадратный метр земли. Никаких новых месторождений, за исключением, может быть, каких-то мелких на морском шельфе, там уже открыто не будет. Новых запасов взять негде. А будущее наступает очень быстро, и завтра все может измениться радикально.

У саудитов очень хорошие аналитики, и они быстро поняли, что в плане перспективы нефтяных запасов – это только к России. Какие-то запасы можно купить и в других регионах Земли, но они ничтожны по сравнению с российскими. У нас не разведаны многие миллионы квадратных километров вообще. У нас каждый год открывают значительно больше запасов, чем добывают нефти. И все это при том, что инвестиции в гелогоразведку в РФ самые «дохленькие».

Все это вместе и повлияло на то, что СА предложила РФ сотрудничество в плане разработки технологий и в плане инвестиций в разведку и разработку месторождений. Поэтому был создан фонд (совместный фонд высоких технологий объемом $1 млрд – прим. ред.).

На самом деле этот шаг назревал давно. Нефть на Ближнем Востоке кончается. Если страны этого региона хотят быть признаны на нефтяном рынке и далее, им всем необходимо сотрудничество с Россией. Это прекрасно понимает, например, Катар, который уже на 4,7% уставного капитала влез в «Роснефть».

Большой энергетический форум, который сейчас проходит в России, на самом деле фиксирует сформировавшийся взаимный альянс СА – РФ. Альянс сформировался на самом высоком уровне, на уровне короля СА и президента РФ, и это логично – задачи развития нефтяного рынка всего мира на несколько лет вперед могут решать только такие люди.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы