Таможня

Модернизация автоматизации бардака

Я не отношусь к противникам портала «Морской порт». И к сторонникам тоже. Я им не пользуюсь и не предполагаю пользоваться в дальнейшем. Просто наблюдаю ситуацию со стороны. А видится она такой.

Три года назад ФТС решила поменять старый КПС «Морской пункт пропуска», который худо-бедно вел журналы прибытия-убытия судов в морских портах на нечто более удобное и современное. Для пущей важности провели тендер на проведение научно-исследовательской работы по теме «Проведение исследований и разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска». Техническое задание пересказывать не стану, но основной смысл был такой: выявить, что творится в портах сейчас, и на основе лучших мировых практик написать, как оно должно быть по уму, и сделать прототип продукта. Хорошее задание, надо сказать.

Стоила вся эта история почти 12 миллионов рублей. Государственных бюджетных денег, то есть денег налогоплательщиков. Не бог весть, какие деньги. Генерал Малинин (ныне пенсионер), тогда первый заместитель руководителя таможенного ведомства, принял работу у подрядчика ООО «Гелиос ИТ», подписав акты. Деньги освоили и явили миру прототип портала «Морской порт». На специальный запрос ПРОВЭД по этому поводу генерал Шашаев (в настоящий момент отбывает срок в одной из колоний) ответил: «Реализованные в прототипе Портала «Морской порт» функциональные возможности в полной мере соответствуют требованиям утвержденного комиссией ФТС в октябре 2013 года технического задания». Спустя три года стало ясно, что генерал ошибался.  

Дальше был второй этап, уже за 36 миллионов рублей, по окончании которого продукт обкатали в «боевых условиях. И опять работу приняли и акты подписали. Причем в течение «обкатки» пользователи продукта, морские перевозчики, неоднократно, на протяжении нескольких месяцев говорили таможенникам, что их не устраивает, писали замечания, выступали на совещаниях и бесконечных заседаниях разных рабочих групп. Их слушали, записывали, кивали головами, в чем-то соглашались, в чем-то нет. Но в итоге продукт запустили в работу – в режиме эксперимента.

Но дело все равно не шло. Поэтому ФТС уговорила правительство обязать причастные ведомства пользоваться порталом. Обязали. Таможни на местах стали уговаривать перевозчиков активнее пользоваться продуктом. Более того, с чьей-то легкой руки портал стали рассматривать как модель «Единого окна» для морских портов, что, в общем-то, изначально и не предполагалось. А тут еще и ежегодный Doing Business в октябре – портал тут к месту оказался, вот, дескать, у нас тут тоже есть, что показать заграничным делегатам Всемирного Банка. Словом, статус продукта подняли, а вот с начинкой по-прежнему беда.

Остальное бизнес-сообщество тоже подняло голову и, чувствуя, что под это дело можно получить для себя какие-то бонусы, начало активнее говорить о недостатках системы. Дело дошло до Минфина. Господа, которым совсем недавно привалило счастье поруководить таможней, начали вникать, слушать всех и вся, и, как ни странно, с бизнесом кое в чем согласились. В конце концов, что это за портал, который не то, что с всякими там Россельхозами, а и с самими таможенными системами не стыкуется? Не говоря уже про любимую перевозчиками тему стандарта EDIFACT.

Рабочая группа АНО АСИ подготовила замечания по порталу, довольно логичные, надо сказать. ФТС их рассмотрела, что-то отмела как неприемлемое, что-то просто проигнорировала, с чем-то согласилась, но в итоге пришла к главному выводу: надо проводить модернизацию. То есть спустя три года после освоения бюджетных денег, решили, что все-таки «единое окно», пусть даже локальное, должно стоить немного по-другому.

Дальше так. Требования на модернизацию таможня согласует с АНО АСИ, чтобы потом не говорили, что бизнес не при делах. После чего проведет исследование рынка для определения минимальной цены контракта (чувствуете, куда ветер?). Техзадание планируется утвердить до 1 октября, дальше – конкурс, который выиграет опять какой-нибудь посредник. Работы завершат в течение 9 месяцев, и через год, если «ишак не сдохнет», галочку «выполнено» все-таки можно будет поставить. Заработает ли продукт, как хотелось бы его пользователям, – тайна, покрытая мраком.

Все это классно, тендеры на то и проводятся, чтоб было, куда деньги по карманам рассовывать. Один вопрос, так, чисто для самообразования. А нельзя ли где-нибудь ознакомиться с той самой замечательной научно-исследовательской работой, которая должна была рассказать нам всем, как же это должно было быть устроено по уму в морских портах, ну, не дураки же, в конце концов, ее писали? Может, и не пришлось бы тратить годы на поиск истины…

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы