Таможня

Тестовый распил от ФТС?

Сегодня в Усть-Луге прошло рабочее совещание, посвященное началу тестирования прототипа Портала «Морской порт». О проведении презентационных мероприятий в пилотных зонах нам было известно заранее. Так, на прошлой неделе в регионе деятельности ДВТУ дважды (в Находке и Владивостоке)  таможенники собирали всех заинтересованных лиц,  включая журналистов. Еще неделю назад мы знали, что 19-го февраля делегация из ФТС проведет аналогичное мероприятие в СЗТУ и надеялись его посетить, чтобы задать несколько неудобных вопросов. Однако, руководство СЗТУ, в отличие от Кингисеппской таможни, решило, что пресса - это лишнее. Поэтому освещением мероприятия занимались местные журналисты, у которых хлеб мы отбирать не станем.

 

Теперь по делу. Как сообщает официальный сайт ФТС, «в настоящее время Федеральной таможенной службой проводятся исследования и разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска, задачей который является создание общих принципов информационного взаимодействия государственных органов и всех заинтересованных участников бизнес-процессов в морских портах».

Видимо, проведение этого исследования для ФТС явилось  непосильной задачей, поэтому  ее выполнение было решено поручить сторонней организации.  Естественно, на конкурсных условиях. В конкурсной документации были озвучены основные задачи НИР:

Собрать и проанализировать существующую нормативную правовую базу международного законодательства и законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в области морских перевозок и работы морских портов.

Проанализировать бизнес-процессы, происходящие при морских перевозках и в морском порту «как есть» и «как должно быть».

Разработать общие принципы  информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками в рамках описанных бизнес-процессов на основании построенных моделей и предложения по оптимизации действующих технологий информационного взаимодействия. 

Сформировать предложения по  способам и порядку обмена информацией в рамках описанных бизнес-процессов с учетом (при необходимости) их оптимизации.

Сформировать концепцию информационного взаимодействия в морском порту, основанную на новейших технологических решениях, предусматривающих создание единого информационного пространства (платформы) для всех участников взаимодействия.

Создать  прототип (макет) программных средств Портала, обеспечивающего реализацию общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов на основе WEB-технологий.

Разработать перспективный план-программу по дальнейшему совершенствованию бизнес-процессов, в том числе на основе информационного взаимодействия в морских портах.

Разработать проекты нормативных актов, направленных на реализацию модели «как должно быть», техническое задание на создание полнофункциональных специализированных программных средств Портала.

Надо отметить, что задачи более чем достойные и правильные.

Не будем утомлять читателя другими, не менее интересными, подробностями конкурса. Сразу скажем, что победителем был объявлен известный поставщик компьютеров и программного обеспечения для ФТС (и не только) ООО «Гелиос ИТ», согласившийся всего-то за почти за 12 млн. рублей исполнить для ФТС эту работу. Тут бы задать важный вопрос: а разберется ли «айтишная» компания в круговерти внутрипортовых отношений? У нас ведь что ни порт, то свои подводные камни. Но, видимо, это особо никого не волновало: делать-то особо ничего и не надо, все давно уже исследовано и придумано. И в пример привели эксперимент в Находке, который активно продвигается с конца 2011 года и результатами которого якобы остался доволен вице-премьер И.И. Шувалов, побывавший там в июне прошлого года и вникший в самую суть внутрипортовых процессов. 

Судя по тому, что уже началась презентация прототипа (макета) портала и его апробация, НИР близится к концу. Но тут выяснилась удивительная подробность: разработчиком рекламируемого продукта является вовсе не «Гелиос ИТ», а хорошо известная компания – производитель таможенных (и не только) софтов ООО «СТМ» (г. Санкт-Петербург), а в качестве самого портала – не менее известная дальневосточникам разработка на платформе fill-bill, та самая, которая участвует в эксперименте.

Иными словами, нарисовалась интересная вещь: тендер на проведение работ выиграла одна компания, вторая эти работы как бы выполняет, модернизируя уже существующий софт, а ФТС все это дело продвигает, исправно уплачивая миллионы за как бы проделанные работы. Не знаю, может быть, такой вариант вполне законен. Однако сайт госзакупок подобной информации не содержит, а исполнитель отказался комментировать этот вопрос. Что ж, прояснить ситуацию может заказчик. Если захочет.  Как нам известно, в минувший понедельник НП ПРОВЭД в рамках общественного контроля обратилось за разъяснениями в Федеральную таможенную службу и объявило о начале общественного мониторинга исполнения данного госконтракта.

Между тем, главный вопрос все же не в этом, а в том, насколько предлагаемый продукт соответствует поставленным задачам, определенным техническими требованиями конкурсной документации. А именно: однократности представления сведений, их юридической значимости, единого стандарта передаваемых данных, их унификации, соответствия международным правилам? Где новая идеология информационного взаимодействия всех участников процесса?  Кто, в конце концов,   решил, что это именно то, «как должно быть»? СТМ? Гелиос ИТ? ФТС? Ведь пока, по сути, сделана элементарная вещь: на действующие технологии попытались натянуть электронное одеяло. Голову спрятали, ноги торчат.    Не слишком ли упрощаете, господа?

Наверное, об этом сегодня и говорили в Усть-Луге? Этого мы не знаем. Но обещаем информировать  общественность о том, как будут проходить тестовые испытания портала.

Материалы по теме:

Предварительное информирование на море – заставляют добровольно...

В таможнях Приморья проведут эксперимент

Таможня презентовала во Владивостоке собственный 1С ...

Как придать ускорение работе СЗТУ в портах

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы