Таможня

Территория недоверия, или просто место заколдованное

Наблюдать за деятельностью ФТС очень интересно. Много, правда, непонятного, но очень много и забавного. Справедливости ради стоит отметить, что часто авторами забавного является таможня не самостоятельно, а в основном и зачастую с подачи и при помощи как бы представителей бизнеса.

 

Не буду в очередной раз углубляться в суть и структуру «диалога бизнеса и таможни», уже не раз и много писал, да и нового там нет ничего. Сейчас хочется о другом поговорить, например, об идеологии этих отношений.

В последние годы в части реформирования, модернизации, совершенствования и даже инновации в таможенной и околотаможенной сферах сформировалась интересная тенденция. На фоне общей забюрокраченности процессов по изменению, улучшению и реформированию особняком стоит процесс формирования лозунгов и продвижения этих лозунгов в профильной среде. Тут, мне кажется, реформаторы созрели, если не на министерство по лозунгам, то как минимум на федеральную службу.

Помните, как в 2011 году неожиданно в правительстве озаботились инвестиционным климатом? Как тогда это радовало. А по сути, сегодня все так и осталось на уровне озабоченности.

Почему дальше лозунгов дело не идет?

Возможно, что без лозунгов порой и не обойтись, да и краткий, емкий слоган порой способен мобилизовать и оперативно передать суть любой идеи. Но давайте оценим уровень покрытия лозунгами и процент реализации поставленных задач или одобренных идей, продвигаемых этими лозунгами. Возможно, это поможет найти причины, почему дальше лозунгов дело не идет.

 

Дорожные карты

Выступив инициатором такого необычного формата вовлечения в процесс молодых специалистов, так сказать, управленческого потенциала на ближайшее будущее, государство сделало все, даже больше, чем надо, чтобы запустить процесс. Дело осталось за малым – сформировать рабочие группы, которые незамыленными и незашоренными, а самое главное, освобожденными от стереотипов решениями предложат варианты расшивки узких мест в отдельных направлениях государственного контроля и администрирования, в нашем случае – таможенного.

Что же получилось на практике? Да как обычно. Много ли пришло в рабочие группы молодых специалистов, потенциала будущего управления? Достаточно посмотреть составы рабочих групп. Не смотрите, расстроитесь. Например, по таможенным вопросам – ни одного молодого, потенциального специалиста. Может быть, нет специалистов? Не верю, способных и желающих более чем достаточно. Не хотят заниматься проблемами реформирования таможенного администрирования? Хотят, еще как хотят. Так в чем же проблема? А проблема в допуске, точнее в ограничении допуска потенциальных специалистов и экспертов, в первую очередь, молодых, к участию в процессе. Но зато все назначенные таможней эксперты от бизнеса и участники процесса носились как с мантрой: «Дорожная карта, Дорожная карта». А сама Дорожная карта уже столько раз изменялась, что найти актуальную версию не совсем уже и реально. А эффективность и результативность Дорожной карты уже и не оценивает никто.

Может, проблема совсем не в Дорожной карте, а просто место заколдованное?

 

Зеленые коридоры

Еще на полную мощность грохотал лозунг «Дорожная карта», а ФТС уже предложило новый – «Зеленые коридоры». И опять все активно забегали с лозунгами о спасении, точнее об упрощении таможенных процедур: «Зеленые коридоры, Зеленые коридоры». Правда, что и как должны были упростить Зеленые коридоры, если и рассказывалось, то только узкому кругу участников, точнее, очень узкому.

Какой результат от Зеленых коридоров? Может, чуть-чуть лучше, чем от Дорожных карт, потому как, что ни коридор, то скандал.

Возможно, и с Зелеными коридорами дело не пошло потому, что место заколдованное.

 

Хартия

Если еще где-то и проскальзывали отголоски Дорожной карты, то Зеленые коридоры совсем затихли. И без того кислый рынок стал еще больше закисать. Срочно нужен новый лозунг. И тут пришли они, спасители, с новым лозунгом – «Хартия». По сути, это один большой Зеленый коридор, с той же технологией допуска участников рынка, как в Дорожную карту, по понятным кому-то методикам, но суть та же, принципы те же, идея та же. И опять все забегали, причитая: «Хартия, Хартия».

Скорее всего, место и в самом деле заколдованное.

 

К чему я привел все эти примеры? К тому, что за последние лет десять как бы реформирования и как бы совершенствования таможенного администрирования единственное, что менялось, так это лозунги, а суть оставалась неизменной – построить систему контролируемого допуска на рынок участников процесса – импортеров и экспортеров в первую очередь. А там, как повезет. Не повезет, можно будет шлагбаум поставить, причину и искать не надо, она есть всегда, благо Система управления рисками позволяет это делать в любой момент, в любом месте. А вот если повезет, то и кассу даже можно будет поставить.

В ходе суеты по имитации совершенствования таможенного администрирования где-то в году 2013 году, если даже не в 2012-м, на одном мероприятии одним экспертом, кстати, в прошлом высокопоставленным сотрудником ГТК, была озвучена интереснейшая идея. Суть ее заключалась в следующем. В рамках реализации механизма «Единого окна» разработать принципы, даже концепцию взаимодействия информационных систем участников бизнес-сообщества и государства. Говоря доступным языком, предлагалось разработать правила взаимодействия бизнеса и таможни не на уровне лозунгов, кулуаров, тусняков, а на уровне рабочих информационных систем. Тогда эту идею окрестили некой профессиональной социальной сетью. А самое главное – в основу построения этой «сети» был положен принцип доверия. Вот это реально было новое. И если про форму – сеть или не сеть, профессиональная или общая – еще можно было дискутировать, хотя какая разница, как она будет называться, то о принципе доверия спорить бесполезно, это аксиома.

И еще из забавного, тогда эту идею поддержал Лозбенко Леонид Аркадьевич, бывший до этого заместителем руководителя ГТК. Леонид Аркадьевич даже сейчас не сможет не признать то, какая тогда развернулась дискуссия о необходимости создания и введения в процесс таможенного контроля термина «презумпция добросовестности налогоплательщика». Понятно дело, замахнулись на святое. Как можно верить предпринимателю, когда в основе идеологии таможенного администрирования скрытый, но базовый принцип: «участник ВЭД – потенциальный нарушитель таможенных правил, почти преступник, просто не задокументированный».

Прошло время, забылась и заболталась даже эта идея. Лозбенко стал председателем Общественного совета при ФТС, так и не вспомнив о ней ни разу. Но зато за последний год Общественный совет предложил программу развития таможенных органов и некую Хартию, подписал несколько соглашений сам с собой, но ни разу даже не попытался изменить формат общения бизнеса и таможни – с лицемерного заигрывания и недоверия на открытое и доверительное.


Понятно, что страшно что-то менять, да еще так кардинально. Даже если это касается всего лишь идеологии взаимоотношений бизнеса и таможни. Но и на лозунгах, какие бы они складные и громкие не были, с такой идеологией взаимного недоверия сомневаюсь, что удастся много реформировать и совершенствовать. Может, поэтому лозунги приходят и уходят, а проблемы остаются?

Тут не поспоришь, ставить шлагбаумы проще, опыт большой. Кассу у шлагбаума установить еще интереснее, участники рынка понятны, хочешь зайти – плати рубль, хочешь выйти – плати два. Да и контролировать таким образом рынок гораздо легче.

Вот я и говорю, люди хорошие, место там заколдованное.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы