Таможня

Морские перевозчики боятся идти на сделку с таможней

Таможенные органы призывают морских перевозчиков заключить соглашение об информационном взаимодействии, которое обяжет последних предоставлять в таможню в электронном виде сведения о номере и весе контейнеров. Данная мера предложена ФТС в качестве инструмента борьбы с криминальной практикой занижения веса контейнеров, перемещаемых морским транспортом. Почему бизнес не готов к такому сотрудничеству?

 

По мнению таможенного ведомства, подобная мера могла бы стать временным выходом из ситуации – до введения обязательного предварительного информирования на морском транспорте, которое будет реализовано не ранее 2018 года и только после вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС и утверждения соответствующего Решения ЕЭК.

 

Спорное соглашение с таможней

«Информационное взаимодействие между Сторонами осуществляется с применением электронной почты путем направления на электронный адрес Балтийской таможни сведений о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами), их расположении на борту судна, в виде Карго-плана, с приложением VGM сертификатов. Стороны допускают возможность направления в Балтийскую таможню файла, содержащего сведения о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами), их расположении на борту судна в формате EDIFACT, IS09735. При наличии доступа к КПС «Портал морской порт» сведения о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами) их расположении на борту судна дополнительно передаются в Балтийскую Таможню посредством Портала, в совместимом формате», – говорится в проекте соглашения, подготовленного Балтийской таможней.

Показательно, что о представлении данных в упомянутом международном стандарте UN/EDIFACT, с которым работает морской транспорт во всем мире, а также торговые сети России, включая Москву и Санкт-Петербург (такие, как, например, «Лента» и «Перекресток»), речи не идет: ФТС с этим стандартом не работает.

perevozki 1«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках– Фраза про представление информации в формате EDIFACT ISO 9735 написал кто-то, и все теперь переписывают из документа в документ. Для обмена в стандарте EDIFACT необходимо указать адрес корреспондента, версию справочников, типы прямого и ответного сообщений и их форматы. И надо, чтобы форматы для применения в ФТС кто-то разработал, утвердил и опубликовал, а этого нет! Пока что в ФТС этих вопросов просто не знают и не понимают, – комментирует текст документа Владимир Коростелев, директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс», член рабочей группы НПИ АСИ «Совершенствование таможенного администрирования».

– На днях у меня состоялся неформальный разговор с сотрудником ФТС, который сказал, что информационные системы ФТС принять карго-план, как и медико-санитарную декларацию, не могут, так как в «Альбоме форматов XML сообщений» таких форматов просто нет. Карго-план и медико-санитарную декларацию таможенные органы готовы принять в виде сканов по электронной почте в формате PDF, и их это устроит, – добавляет эксперт.

Специалисты утверждают, что перевозчикам в случае заключения соглашений с таможнями для предоставления данных придется платить «специально обученным компаниям» за услуги их конвертации в совместимый с программным средством ФТС формат.

 

Свежо предание, а верится с трудом

Тем не менее, как стало известно ПРОВЭД, некоторые перевозчики в Большом порту Санкт-Петербурга пошли навстречу Балтийской таможне и согласились предоставлять данные о весах контейнеров, представленных грузоотправителем в порту погрузки.

Однако совет Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, состоявшийся на прошлой неделе, принял решение не рекомендовать членам ассоциации подписывать соглашение с таможенными органами. Перевозчики убеждены, что подавать сведения и нести за них ответственность должен тот, кто этими сведениями обладает, в первую очередь – грузовладелец. И именно с них должна требовать эти документы и сведения таможня, а не с провайдеров транспортных услуг.

Как сообщают перевозчики, вслед за Балтийской таможней ее примеру последовала Кингисеппская таможня, потребовав представлять указанную информацию в КПС «Портал Морской порт», а также Владивостокская таможня, настаивая на подписании аналогичного соглашения и сославшись на успешную практику Санкт-Петербурга.

Перевозчики, которые присутствовали на встрече с Владивостокской таможней (FESCO, CMA CGM, Sinokor, Maersk), хоть и не отказались предоставлять карго-план и данные VGM в табличном виде, подписывать подобное соглашение оказались не готовы. Как отмечают в профессиональной среде, некоторые морские агенты даже обсуждают коллективные меры против угроз со стороны ДВТУ, СЗТУ, ЮТУ «применять практику задержки судов на оформлении помимо практики составления протоколов».

– Мы опасаемся, что, заключив соглашение и сообщив в таможенные органы информацию по VGM, будем подвергнуты административной ответственности по статье КоАП 16.1.3 за сообщение недостоверной информации о весе контейнеров в случае обнаружения расхождений в информации от «убивающего вес» грузополучателя и сертификата VGM, хотя к внешнеторговой сделке перевозчик не имеет никакого отношения, – делится опасениями перевозчиков один из участников рынка.

Как поясняют специалисты, для отправки контейнера на судне представление сертификата не требуется: достаточно только сведений со слов отправителя. Информация о VGM используется морскими перевозчиками исключительно для планирования размещения контейнеров на судне и не указывается в иных документах. Соответственно при прибытии судна сертификатов просто нет – они существуют только в месте погрузки и только у грузоотправителя. Более того, карго-план, который требует таможня, не является стандартизированным документом: это всего лишь схема расположения груза на судне, которая не предусматривает указание веса каждого отдельного грузового места.

Таким образом, желание таможенного ведомства заранее оценить риски занижения грузополучателем веса груза и выявить нарушения таможенного законодательства оказалось трудно реализуемым. Перевозчики не торопятся заключать соглашения с таможенными органами и брать на себя потенциальную ответственность, а программные средства самой ФТС не готовы к реализации подобных намерений.

Возможно, выход один – договариваться: перевозчики дают таможне имеющуюся необходимую информацию, а таможня не наказывает перевозчика в случае, если данные неверны. Однако со стороны бизнес-сообщества мало кто верит в подобную возможность. Тем не менее таможня готова выслушать предложения и поправки к проекту соглашения.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы