Таможня

«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках

В Усть-Луге и в Большом порту Санкт-Петербурга Федеральная таможенная служба выявила 500 контейнеров с недовесом в 4,5 тысячи тонн. Об этом сообщил руководитель ФТС России Владимир Булавин в рамках первого публичного обсуждения результатов правоприменительной практики. И это еще не все.

 

«При этом после этой акции встали в Германии и в прибалтийских государствах еще 3 тысячи контейнеров», – добавил глава таможенного ведомства.

Арифметика простая, но цифру даёт ошеломительную: в среднем недовес с каждого контейнера составляет 9 тонн, и это только то, что было выявлено в рамках проверки.

«По правилам IMO (Международной Морской Организации – прим. ред.), установленным год назад, все контейнеры без исключения проходят взвешивание перед погрузкой. Без сертификата, официально подтверждающего вес, контейнер на борт загружен быть не может. Таможня обратилась к морским агентам с просьбой предоставить сертификаты, в которых указаны истинные веса, вот расхождение и обнаружили», – рассказывает президент Ассоциации морских перевозчиков Александр Виноградов.

 

Документов много, толку мало

Сертификаты о верификации массы груженых контейнеров (сертификаты VGM), выдаваемые по результатам взвешивания, всегда оставались у капитана судна и к таможенному оформлению отношения никакого не имели. Видимо, именно этим и пользовались все, кто имел отношение к столь масштабным махинациям с весом.

– Все возили ниже по весу, и знают об этом все, кто сталкивался с морскими перевозками. Это называется «убить вес». И убивали его очень сильно. Вплоть до такого, что, например, контейнер весит 25 тонн, а заявляли 3 или 4 тонны. Всё это, естественно, делалось через судоходные линии, которые тоже на этом зарабатывали. Меняются документы где-то в Европе через агента, – рассказывает юрист одной из компаний, оказывающих таможенные услуги в Северо-Западном регионе.

Однако в первую очередь все «кивают» в сторону таможни с её системой управления рисками: очевидно, что мимо СУР такое пройти не могло, так как риски в отношении нестандартной загрузки существовали уже давно. Комплексная же проверка по СЗТУ в очередной раз показала, что система управления рисками со своей коррупционной функцией справляется куда лучше, чем с прямыми задачами таможенного контроля: вскрытые в рамках проверки контейнеры декларировались с колоссальным расхождением по весу.

Пытаясь исправить ситуацию, ФТС в очередной раз обратила внимание подчинённых таможенных органов на необходимость усиления контроля достоверности представляемых таможенным органам информации о весе контейнеров, в том числе «путем принятия профилактических мер». По свидетельству участников ВЭД, на Усть-Луге и на Балтийской таможне уже сейчас почти на каждый контейнер сформирован целевой профиль риска, обязывающий взвешивать и досматривать контейнеры, чтобы сопоставлять эти сведения с документами, полученными от морских агентов. Это не могло не сказаться на сроках таможенного оформления, а также на срыве работы многих компаний, в том числе в нарушениях таможенного законодательства не замеченных.

– Естественно сроки нарушаются – и выпуска, и временного хранения. Масса ящиков на Усть-Луге застряла – почти все грузы с неверной коррекцией, их начали повально взвешивать, – комментирует ситуацию менеджер одной из компаний таможенного представителя. – По многим прошли сроки временного хранения, но их еще даже не досмотрели, а ЦПР предусматривает обязательных досмотр. Там демередж огромный. Не хватает сил, крытых площадок, чтобы это все хотя бы расставить.

 

Кто замешан в схеме?

Одновременно с активизацией СУР Федеральная таможенная служба подготовила проект соглашения об информационном взаимодействии на безвозмездной основе Балтийской таможни и морских перевозчиков, на основе которого последние будут обязаны предоставлять в электронном виде сведения о номере и весе контейнеров (карго-план, сертификаты о верификации массы груженых контейнеров). Любопытно, что при наличии доступа к КПС «Портал морской порт» соглашение обяжет перевозчиков эти сведения передавать дополнительно и посредством данного портала «в совместимом формате».

Но как мы видим, таможня – это пусть и немаловажное, но все же лишь звено в цепочке весовых превращений: неверный вес невозможно скрыть ни от судоходной линии, ни от стивидора в порту.

Возникает вопрос, по всей видимости, риторический: как сговор такого масштаба и с таким составом участников мог столь долго оставаться «незамеченным»? По имеющейся у нас информации, есть международные транспортные компании, которые «умеют» решать подобные вопросы на всех уровнях. Как стало известно из источников в правоохранительных органах, в отношении одной из таких крупнейших  международных транспортных и логистической компаний, название которой пока в интересах следствия не разглашается, уже проводились разбирательства и проходили допросы руководства по подозрению в осуществлении махинаций с весом контейнеров. Чем закончатся данные мероприятия, покажет время, ведь, как известно, теневой бизнес так просто со своими сверхдоходными схемами не расстается.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы