Таможня

Портал «Морской порт» будет во всех российских портах к 2017 году

Таможня выпустила приказ о поэтапном внедрении в таможенных органах портала «Морской порт» − в этом году программное обеспечение появится и будет использоваться в Большом порту Санкт-Петербург, Зарубино, Находке, Ольше, Славянке, Козьмино, Посьете, Ялтинском и Севастопольском портах. Уже в первой половине 2017 года все таможенные органы, расположенные в морских портах, обзаведутся ноу-хау. Проблемы с методом подачи информации в систему, количеством предоставляемых документов, вовлеченностью других ведомств помимо ФТС никуда не делись. Решать эти вопросы таможня, очевидно, не собирается.

На закрытых встречах между таможенниками и морскими перевозчиками, на чью долю выпало обязательное пользование «Морским портом», диалоги проходили практически в штыки. Бизнес со всей пылкостью доказывал, что с программой невозможно работать, она неэффективна, бесполезна и – самое главное – требует от перевозчиков ещё больше трудозатрат, чем раньше. Агентство стратегических инициатив также указывало на ряд существенных недостатков в пользовании системой. ПРОВЭД уже писал, например, о том, что формат данных, в котором информацию принимает «Морской порт», отличен от международных форматов хранения данных. Конвертации в системе не предусмотрено, а специальное программное обеспечение для перевода данных можно приобрести только за деньги – у СТМ, разработавшей «Морской порт». Выхода два – вводить информацию в поля «Морского порта» «от руки» и тратить на это уйму времени либо платить за дополнительный продукт, необходимый для работы с  системой государственного органа.

По-прежнему подача данных в «Морской порт» не избавляет от необходимости все документы приносить таможне в бумажном виде – об этом не раз заявляли морские перевозчики. Таможня делает вид, что не слышит о необходимости доработки портала, а в последний раз вообще поступила так, как будто недовольных представителей морского бизнеса не существует: вычеркнула из списка приглашенных на встречу с делегатами Всемирного банка без объяснения причин.

Именно Всемирный банк раздает государствам позиции в рейтинге Doing Business, и простота работы с таможней является одним параметров присвоения места в чарте. ВБ и так уверен, что с таможней в России беда (170-я позиция по параметру «Международная торговля» в рейтинге DB), а тут ещё бы перевозчики налетели со своими жалобами. Изначально представители операторов морских линий и морские агенты были приглашены, но в последний момент таможня вильнула хвостом, дав понять бизнесменам, что они на этой встрече лишние.

Зато о результативности встречи ФТС незамедлительно отчиталась на своем сайте: «В рамках совещания представителями ФТС России проведена презентация работ, проводимых ФТС России по совершенствованию таможенного администрирования в морских портах, а также демонстрация функциональных возможностей разработанных программных продуктов «Личный кабинет участника ВЭД» и Портал «Морской порт»». Надо думать, таможня хвалила себя изо всех сил, пока никто назойливо не мешал.

Взаимодействие между ведомствами, отвечающими за прибытие судна, экипажа и груза в Россию, по-прежнему равно нулю. «Морской порт» есть только у таможни, у других ведомств – свои системы, не интегрированные между собой, у бедных пограничников по-прежнему нет интернета. В приложении к приказу ФТС, однако, специалистам других ведомств присвоены роли, как будто они уже подключены к «Морскому порту».  

Свою часть работы таможня как бы сделала, а на тот факт, что остальные ведомства к как бы «единому окну» непричастны, разводит руками – это уже не наша сфера ответственности. Можно было бы удовольствоваться и тем, что «Морской порт» хотя бы частично полезен бизнесу – в смысле упрощения проведения таможенных операций, ускорению их проведения. К сожалению, в действительности и этого нет.

Когда перевозчик в электронном виде  подает информацию в «Морской порт», никакой обратной связи он не получает. Не знает, есть ли у таможенников намерение задержать какой-то контейнер, попал ли он под риски и подлежит ли досмотру или иному виду контроля. Данные просто уходят в никуда, а по прибытии в порт перевозчик подает таможне все те же данные, что подал в «Морской порт», но уже на бумаге.

Но это всё мирское, а со дня на день прекрасный, разрекламированный и воспетый ФТС «Морской порт» пойдет в народ. Как же ему не пойти, если разрабатывали долго и мучительно несколько лет, а на разработку бросили 36 млн рублей бюджетных средств. Пойдет как миленький. Апробацию уже прошёл – неважно, что подопытные оказались не в восторге, указали на кучу недочетов и проблем – машина запущена, назад ходу нет. Держать ответ перед правительством, поручившим заняться улучшением ситуации в морских портах, придется. Надо хоть муляжом «единого окна» пустить в глаза пыль.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы