Таможня

Таможня упорно выдаёт очередной барьер за "единое окно"

Вчера таможенный пост Гавань Балтийской таможни принимал у себя ряд высокопоставленных чиновников. Как нам известно, гости побывали на причалах контейнерного терминала, на досмотровой площадке, заглянули в зал оформления и последующее время посвятили выяснению вопроса ценообразования линейных ставок за ПРР (погрузочно-разгрузочных работ). Сложно, конечно, ожидать какого-то позитивного эффекта от экскурсионного формата этого мероприятия, тем не менее, в отчетах о проведенной работе можно смело поставить очередную галку.

По окончании встречи, Руслан Давыдов, заместитель руководителя ФТС, заявил ТАСС, что таможенный портал «Морской порт»  уже с апреля начнет работать в штатном режиме в Большом порту Санкт-Петербурга. Если бы Руслан Валентинович во время вчерашнего посещения таможенного поста уделил хотя бы пять минут этому вопросу, возможно, оптимизма бы убавилось. Но, видимо, это не входило в его планы.

Удивительно другое. С упорством, достойным сожаления, таможенники из центрального аппарата усиленно толкают вперед мертвую лошадь в надежде, что она еще встанет. Доводы основных пользователей системы – морских перевозчиков  относительно её недостатков  полностью игнорируются. На направляемые в адрес ФТС письма, в т.ч. рабочей группы АСИ, приходят наполненные бюрократическими изысками отписки, на критические статьи на сайтах таможенной и транспортной направленности пресс-служба ФТС никак не реагирует, размещая какие-то оторванные от жизненных реалий релизы. Мало того, сами таможенники, которым непосредственно предстоит работать в системе, кулуарно рассказывают о надеждах на благоразумие руководителей и доработку предлагаемого продукта.

Так что ими движет? Безграмотность и некомпетентность? Желание выслужиться, проявить себя? А, может, это просто попытка как-то оправдать бездарно потраченные на проект 48 млн. рублей?

10 (!) лет назад ФТС издала приказ №192, которым утвердила Концепцию развития системы предварительного информирования. Даже сейчас приказ выглядит свежо и читается с удовольствием, плюс к тому - основан на рекомендациях ВТО. Жаль, что последующие поколения чиновников, как правило, считают себя умнее предшественников.

На что хотелось бы обратить особое внимание. Градация состава сведений предварительной информации в зависимости от последующих таможенных операций и процедур. На прибытие/убытие – один состав сведений, на транзит – другой, на декларирование в целях выпуска – третий. Все четко и понятно. И этот принцип заложен в предварительном информировании на автомобильном и железнодорожном транспорте. Почему ФТС возлагает обязанность на декларанта собирать сведения о кодах и стоимости товара и передавать их морскому перевозчику для оформления операций по прибытию судна – загадка.

«Система предварительного информирования, предусматривающая предварительное декларирование, является одним из перспективных направлений институционального развития таможенной службы» - так написано в приказе. При этом доля предварительного декларирования, наиболее удобная для декларанта, на той же Балтийской таможне составляет всего около 15%. Почему бы Руслану Валентиновичу не заострить на этом внимание? Ведь все разговоры о том, что участник ВЭД не заинтересован в этом – детский лепет. Не заинтересован – значит, таможней не созданы условия для того, чтобы заинтересовать. Все остальное – непрофессионализм.

Теперь про форматы. «В целях интеграции и унификации с мировыми тенденциями модернизации и институционального развития таможенных администраций, а также создания условий для повышения безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические решения СПрИнТ должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными», - гласит приказ ФТС. А в рекомендациях ВТО сказано, что «международный формат ООН EDIFACT, используемый для электронного обмена данными, по-прежнему является одним из предпочтительных вариантов». Именно этим форматом и пользуются морские перевозчики. Почему же при построении портала «Морской порт» таможенники не предпочли «предпочтительный вариант»? Почему, коли на то пошло, не предусмотрели конвертацию данных? Почему эта услуга возможна лишь в варианте использования информационного оператора за небольшие, но деньги?

Ну, и наконец, главный вопрос. Говоря о проекте, как прообразе Единого окна, ФТС так и не смогла привлечь к эффективной работе над порталом ни другие ведомства, ни портовые структуры. Это - не Единое окно. Это – очередной административный барьер в цепи поставки, который ФТС выдает за грандиозный успех, которому бизнес почему-то отчаянно сопротивляется…

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы