Таможня

Неразумный подход ФТС к разумным технологиям

По данным реестра Федеральных государственных информационных систем и планов информатизации ФТС России, расходы на Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов с 1994 года по 2016 год потрачено около 21809,8 миллиона рублей. На эти средства было создано около 900 наименований программных продуктов, из которых почти 400 уже признаны морально устаревшими.

 

Большие затраты и небольшие результаты

Несмотря на потраченные немалые средства бюджета, расходов на работу информационных систем таможенных органов меньше не становится, так как программные средства требуют содержания, контроля и совершенствования. Так, например, одно только Северо-Западное таможенное управление в 2014-2016 годах потратило 59,4 миллиона рублей на техническое сопровождение программных средств «Лицевые счета» и «АИСТ-М».

При этом Счетная палата, которая провела проверку целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на информатизацию таможенных органов в целях обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля, выявила многочисленные ошибки и сбои в работе информационных систем таможенного ведомства.

Помимо СЗТУ, объектами проверки стали ФТС России, Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) и Центральная энергетическая таможня. Выводы проверяющих не утешительные.

«Анализ применения основных программных средств ЕАИС ТО в целях автоматизации таможенного оформления и таможенного контроля показал, что ИПС не обеспечивают должным образом автоматизацию функций таможенных органов, зачастую используются в целях внесения, но не обработки информации, потери данных при их взаимодействии и существенные корректировки данных «вручную» не позволяют обеспечить прозрачность таможенного оформления и таможенного контроля, что со-здает риски недопоступления доходов федерального бюджета», – говорится в документе, подготовленном экспертами Счетной палаты.

Во время проверки представители контрольного ведомства лично убедились в том, какой объем работы до сих пор осуществляется инспекторами таможенных органов в «ручном режиме»: это формирование баланса оперативного учета, контроль и корректировка сведений об оплаченных таможенных платежах в автоматизированной (!) системе «Лицевые счета», проверка данных в декларациях на товары, фактический контроль даты и курса валюты и так далее.

gruzi 3Почему ФСТЭК почти не проверяет участников ВЭД?Выяснилось также, что инспекторы до сих пор ведут различный учет информации в формате Excel из-за некорректной работы программных продуктов. Так, например, программные средства не обеспечивают автоматическую взаимосвязь полной декларации на товары с временной, из-за чего инспектору приходится вести таблицу в формате Excel, чтобы избежать нарушения сроков подачи полных деклараций и превышения объема задекларированных товаров.

Во время проверки Центральной энергетической таможни, которая контролирует перемещение природного газа и электроэнергии, выявлено, что и контроль за формированием таможенной стоимости и начислением таможенных платежей инспектор осуществляет «вручную». По мнению Счетной палаты, такой «человеческий» фактор отнюдь не обеспечивает прозрачность таможенного оформления.

Что касается автоматизированного контроля таможенной стоимости, предусмотренного программой «АИСТ-М», то оказалось, что в случае оформления экспортных ДТ он невозможен в принципе. Аналогичная ситуация и с функцией таможенных органов по начислению задолженности по уплате таможенных платежей: ни одно программное средство не позволяет автоматически начислять такую задолженность, из-за чего инспекторы вносят эти сведения «вручную».

Несмотря на то что ЦИТТУ потратило с 2014 по 2016 годы около 19 миллионов рублей на сопровождение программного средства «СКВВ» (обеспечивает контроль за фактическим вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза), даже основная задача этого программного средства реализована не в полной мере, так как содержит неполную информацию, что создает риск неправомерного отказа в выпуске декларации на товары.

В целом, по мнению контрольного ведомства, автоматизированные средства ЕАИС обеспечивают прозрачность таможенного контроля за начислением и поступлением денежных средств не в полной мере.

 

Золотое дно государственных контрактов

Выяснилось, что ФТС допускала нарушения в ходе заключения и исполнения государственных контрактов, связанных с работой над ЕАИС. Так, например, таможенное ведомство неверно рассчитало максимальную цену контракта на оказание услуг по технической поддержке программных продуктов Oracle (баз данных, используемых в ЕАИС, от которых зависит работоспособность всей ФТС России), что привело к завышению этой цены на 124 миллиона рублей.

Не обошли проверяющие стороной и государственные контракты на общую сумму в 49 миллионов рублей по созданию порталов «Морской порт» и «Морской порт-2». Счетная палата обратила особое внимание на то, что функционал той части КПС «Портал Морской порт», которая обеспечивает принципы «единого окна» и интерфейс участников информационного взаимодействия, имеет признаки, дублирующие функционал другого программного средства – КПС «МПП» (Комплекс программных средств таможенного контроля в морском пункте пропуска). При этом, как установили проверяющие, вариант модернизации КПС «МПП» ФТС России даже не рассматривался.

«Одновременная эксплуатация ФТС России КПС «МПП» и КПС «Портал Морской порт», предназначенных для автоматизации одних и тех же функций ФТС России, создает риск возникновения дополнительных расходов федерального бюджета», – заключили в Счетной палате.

Несмотря на дублирование функций в новом КПС «Морской порт», ЦИТТУ не прекратило заключать госконтракты на выполнение работ по сопровождению и модернизации КПС «МПП», потратив на это в 2015 и 2016 годах около 30 миллионов рублей, выяснили эксперты.

 

Все не так хорошо, как считают в ФТС

Счетная палата указала на невыполнение пункта «Дорожной карты» по своевременной разработке и реализации авторегистрации деклараций, а также высказала серьезные опасения на счет способности ФТС выполнить к январю 2018 года полномасштабное внедрение технологии автовыпуска, что также предусмотрено «Дорожной картой» таможенного ведомства.

Согласно статистике, в 2016 году только около 35% экспортных деклараций успешно прошли авторегистрацию. При этом значительная часть деклараций не смогла пройти через данную технологию – как из-за наличия ошибок, допущенных декларантом при заполнении ДТ или сопроводительных документов, так и из-за технических ошибок во взаимодействии программных средств.

«Анализ причин отказа в авторегистрации подтверждает, что невыполнение указанного пункта «дорожной карты» во многом обусловлено недостатками программных средств ЕАИС ТО, выявленными в ходе проверки. Кроме того, значительный процент отказов из-за ошибок заполнения ДТ декларантами свидетельствует о недостаточном уровне проработки ФТС России вопросов разъяснительной работы с участниками ВЭД, что в целом создает риски невыполнения соответствующих пунктов «дорожной карты» в установленные сроки», – указано в отчете экспертов.

По результатам проверки Счетная палата приняла решение направить представление в Федеральную таможенную службу о выявленных нарушениях, а также отчет – Федеральному собранию и Министерству финансов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы