Таможня

Авторегистрация и автовыпуск как бы есть, но нет

Технологии авторегистрации таможенных деклараций и автовыпуска товаров реализуются ФТС уже больше двух лет. Самая первая электронная декларация была автоматически зарегистрирована еще 8 мая 2014 года на Каширском таможенном посту Московской областной таможни, но полный переход на электронный документооборот далек от завершения.  

Приказ ФТС «О результатах применения технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров, перспективы их развития» (есть в распоряжении редакции ПРОВЭД) предполагает существенно расширить применение авторегистрации и устранить многочисленные несовершенства существующей системы. За перспективы развития отвечает, в первую очередь, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрий Жуков. В ближайшее время, исходя из документа, ему предстоит немало сделать. Вот лишь некоторые положения:

1) К 1 августа этого года должна быть разработана процедура авторегистрации деклараций для случаев, отличных от обычного экспорта и импорта (реэкспорт, реимпорт, временный ввоз, временный вывоз, транзит и прочее). К 1 сентября поручено разработать план соответствующих изменений в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО).

Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход» и член рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» АСИ считает, что лишь немногие из тех, кто работает с транзитными грузами  захотят пользоваться этими услугами. «Лишь уполномоченные экономические операторы и клиенты, пользующиеся железной дорогой и стремящиеся сэкономить. Чтобы не прибегать к услугам монопольного брокера РЖД ООО "ТБЦ"», - отмечает он.  

2) К 1 августа также должны быть подготовлены предложения по расширению автовыпуска товаров «Зеленого коридора»

3) К 1 октября предполагается разработать технологию, предусматривающую контроль судьбы товаров, выпущенных без непосредственного участия таможенников С занесением полученных результатов в систему управления рисков.

4) К 1 сентября будет разработан план, по которому все электронные документы, создаваемые таможней и содержащиеся в ЕАИС ТО, должны отображаться в Личном кабинете участника ВЭД.

5) К 1  сентября должны быть окончательно сформированы перечни категорий товаров, в отношении которых авторегистрация деклараций и автовыпуск невозможны.

Соответственно, к этому же сроку нужно разработать или актуализовать профили рисков, направленные на исключение отдельных кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, для которых автовыпуск невозможен.

«Во главу угла мы ставим низкий уровень риска. Есть некие категории товаров, по которым мы сейчас технологию не будем отрабатывать. Но это очень ограниченный круг категорий товаров. Те, по которым требуются разрешительные документы, еще не в полной мере формализованные с другими Федеральными органами исполнительной власти. Работа этой технологии, в первую очередь, основана на работе с базами данных, нашими и других органов власти», - заявил сам Дмитрий Жуков на пресс-конференции в ТАСС в конце прошлой недели.

6) ФТС также предстоит немало сделать для того, чтобы закупить все необходимое оборудование для «катастрофоустойчивого» Главного центра обработки данных (ГЦОД).

Это более чем актуальная задача. Напомним, в апреле в результате скачка напряжения в ГЦОД выгорели три жестких диска, что привело к потерям некоторых баз данных и приостановке таможенного оформления. Это вылилось в большие потери для участников ВЭД.

«Все эти вопросы решаются элементарными мерами резервирования, дополнительными кабелями. Это знает любой инженер. Удивляет, почему это не было сделано заранее», - отмечает Владимир Коростелев, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту и директор проекта Single Window.

Чтобы проверить, как идут преобразования, осенью вместе с участниками ВЭД региональные таможенные управления должны будут организовать мониторинг применения технологий авторегистрации и автовыпуска. Отчет об этом должен поступить в ФТС до 18 января, а до 31 марта результаты проверок и предложения по устранению проблем должны лечь на стол главе ведомства.

Текст приказа дает понять, что руководство ФТС понимает многочисленные недостатки существующей системы, но данные, которые на пресс-конференции озвучил Жуков, скорее оптимистичны. Общее количество экспортных деклараций на товары, зарегистрированных в 2016 году в атоматическом режиме – больше 217 тысяч, это больше 30 % от общего числа деклараций. За весь предыдущий год было автоматически зарегистрировано лишь 110 тысяч деклараций. Данные по автовыпуску намного скромнее, всего 11 чуть больше 11 тысяч (1,6 % от общего количества деклараций), в прошлом году было 1,5 тысячи автовыпусков. С 12 апреля этого года стартовала и аторегистрация деклараций на импорт, всего за несколько месяцев их принято более 5 тысяч.

«Но самое главное, что ни разу за то время, что работает автоматическое декларирование, нам ни разу не пришлось отменять решение, которое приняла машина. Это говорит о том, что алгоритм работает правильно, работает корректно, вся эта работа пошла во благо», - считает Дмитрий Жуков.

С его точки зрения участники ВЭД во многом сами виноваты в том, что преобразования идут так медленно.

«Необходимо повышать качество составления деклараций. Понятно, что если она составлена с ошибками, то в автоматическом режиме она проверку не проходит. «…» Чтобы проводить работу в этом направлении, мы проводим анализ этих ошибок, выявляем тенденции. В разных регионах ошибки разные, они группируются по регионам», - отмечает чиновник. Сложнее всего этот процесс проходит там, где наименее подготовлены декларанты.    

Увы, эта позиция кажется слишком оптимистичной. Жуков забыл упомянуть, о том, как много непредвиденных ограничений действует при авторегистрации. Не  регистрируются декларации, где отправителем является филиал. Постоянно возникают технические накладки, например, если в транзитной декларации перевозчик забил номер машины латинскими буквами, а импортер русскими.

Авторегистрация и автовыпуск могут серьезно облегчить жизнь участников ВЭД, но до полной реализации этих технологий еще далеко.

«Все что направлено на упрощение - это хорошо. Надо автоматизироваться по всем направлениям. Полностью на автовыпуск товаров таможня может перейти года за 3-4. Но это только при наличии политической воли», - считает Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход» и член рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» АСИ.

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы