Экономика

Эксперт ЕЭК: автоматизированное совершение таможенных операций исключает субъективность при взаимодействии бизнеса и таможни

Одним из принципиально новых подходов, который нашел свое отражение в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, является возможность совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. Включению в проект Таможенного кодекса норм, предусматривающих такую возможность, предшествовала большая и кропотливая работа экспертов, в том числе по изучению мировой практики проведения таможенных операций автоматически, т.е. информационными системами без участия человека.

exp

О перспективах проведения таможенных операций без участия должностных лиц при осуществлении таможенного декларирования товаров мы побеседовали с заместителем директора Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Александром Галанаматисом.

 – Что означает формулировка проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов», и какой ее практический смысл? 

 – Организация информационного взаимодействия между субъектами хозяйствующей деятельности и государственными органами активно внедряется в странах Евразийского экономического союза в виде электронных услуг. Новая норма позволит поднять такое взаимодействие на более высокий уровень в сфере таможенного регулирования. Появится возможность минимизации «человеческого фактора» при проведении таможенных операций. Попросту говоря, данным нововведением мы исключаем субъективность по отношению к участникам ВЭД со стороны таможни за счет выполнения ряда функций, которые ранее осуществлялись «вручную» инспекторами, автоматически программными средствами.  

Понятие «совершение отдельных таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов», в первую очередь, подразумевает возможность использования информационных систем для совершения юридически значимых действий без непосредственного участия должностных лиц.     

Если говорить о сферах применения, то наиболее важным и актуальным, с нашей точки зрения, является реализация данной нормы при осуществлении процедуры таможенного декларирования товаров. Еще одной сферой применения может быть совершение таможенных операций при помещении товаров на временное хранение в местах перемещения товаров через таможенную границу или в местах доставки.        

 Но в настоящее время в мировой практике наибольшее распространение получили технологии автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров.

 – Давайте остановимся подробнее на последнем. В чем суть технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска?

 – Во всех странах операции при декларировании товаров осуществляются в три основных этапа: регистрация таможенной декларации, проверка заявленных сведений и выпуск.

Т.е. если мы говорим о переходе на автоматизацию, информационная система должна быть способна самостоятельно провести регистрацию или отказать в ее регистрации.

Для этого необходимо обеспечить логический и форматный контроль полей декларации, а также формализовать для восприятия информационной системой условия отказа в регистрации. При этом эти условия должны быть четко определены в законодательстве. Как правило, их не так много. Например, в действующем Таможенном кодексе Таможенного союза пять условий, по которым таможенный орган имеет право отказать в приеме таможенной декларации.  

С полной автоматизацией проверки заявленных сведений и выпуском товаров дела обстоят сложнее.

При проверке таможенной декларации информационная система должна «уметь» определить, соблюдены ли условия помещения под заявленную таможенную процедуру, установленные запреты и ограничения, права интеллектуальной собственности; проверить  классификационный код товара, страну происхождения, таможенную стоимость, правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и т.д.

Таким образом, мы получаем множество условий, которые необходимо проверить в автоматическом режиме.

Мировая практика автоматизации проверки таможенных деклараций и последующего автоматического выпуска базируется на принципе выделения категорий товаров, участников внешнеэкономической деятельности или отдельных процедур для проведения выпуска товаров без участия должностных лиц. Все остальное, что не попадает в установленные категории, проверяется и выпускается инспектором.

Чем больше деклараций попадает под условия, выбранные для автоматического выпуска товаров, тем меньше участие человека при осуществлении таможенных операций связанных с декларированием.

Одновременно с принципом выделения категорий применяется практика определения в законодательстве конкретных случаев, когда товар выпускается только инспектором.

Также существует практика переноса определенной части контроля по таможенным декларациям, выпущенным в автоматическом режиме, на этап после выпуска товаров.

 – Какие условия, помимо нормативного закрепления, необходимы для внедрения этих технологий?

 – Внедрение технологий проведения таможенных операций автоматически при осуществлении таможенного декларирования наблюдается только в странах с развитыми информационными системами как таможенных служб, так и всех государственных контролирующих органов, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность.

Можно выделить несколько условий для реализации автоматической регистрации и автоматического выпуска.

Первое – широкое распространение использования в бизнес-процессах электронных документов участниками внешнеэкономической деятельности. Второе – наличие информационной системы, позволяющей в режиме реального времени взаимодействовать с таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности. Третье – наличие систем информационного взаимодействия таможенных и других контролирующих органов.

Причем для внедрения автоматической регистрации не требуется развитой системы межведомственного взаимодействия, поскольку на этапе принятия к рассмотрению и регистрации таможенной декларации важны только правильность заполнения полей декларации и соблюдение условий регистрации.

И, конечно же, еще одно из базовых условий проведения таможенных операций в автоматическом режиме – наличие эффективно функционирующей системы управления рисков.

Но, подчерку, что первоочередным условием является использование участниками внешнеэкономической деятельности в своих внутренних процессах электронных документов.  

 – Как широко распространена практика проведения таможенных операций информационными системами при декларировании? 

 – Наибольшее распространение технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска при таможенном декларировании получили в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и объединении Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Этому способствовало широкое внедрение механизма «единого окна».  

В странах Северной Америки технология автоматической регистрации достаточно активно используется при осуществлении экспорта, а в некоторых странах и импорта товаров. Однако, речь о внедрении технологии автоматического выпуска не идет, учитывая особую специфику требований по обеспечению максимального уровня государственной безопасности в указанных странах.

Так, в Королевстве Таиланд и Новой Зеландии все декларации проходят регистрацию в автоматическом режиме, а автоматический выпуск применятся в Таиланде для наименее рискованных товаров, в Новой Зеландии – только для процедуры экспорта.

В Южной Корее обе таможенные операции внедрены в отношении экспорта товаров. Европейский союз внедряет автоматическую регистрацию и автоматический выпуска только в отношении процедуры транзита товаров.           Таможенные службы Канады, США, Мексики проводят автоматическую регистрацию деклараций в отношении всех процедур – автоматический выпуск не внедрен.

 – Учитывая перечисленные вами примеры, можно сказать, что  наличие развитого механизма «единого окна» в стране – это обязательное условие для внедрения автоматического выпуска товаров?

 – Совсем не обязательно. Конечно, условия для реализации, которые я перечислял ранее, являются элементами «единого окна». Однако, с точки зрения автоматического выпуска, не имеет значения, как выдается  тот или иной разрешительный документ, который сопровождает подачу таможенной декларации. Важнее для внедрения этой технологии, чтобы у контролирующих органов была возможность оформления документов с использованием электронных форм, а также должна быть обеспечена проверка наличия этого документа и сведений, содержащихся в нем в электронном виде.

 – По вашему мнению, в какой стране внедрение автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров наиболее успешно?

 – На этот вопрос сложно ответить, потому что автоматическая регистрация и автоматический выпуск, прежде всего, бизнес-ориентированные услуги. И вопрос насколько качественно их внедрение логичнее было бы адресовать участникам внешнеэкономической деятельности.

Но, на мой взгляд, европейские страны и США отстают в этом плане от Юго-Восточной Азии. Наверное, это связано с более гибкими бизнес-процессами в предпринимательской среде в странах Азии.   

 – Александр Николаевич, вы подробно рассказали о том, как внедряются аналоговые технологии в третьих странах. А  как обстоят дела в государствах-членах Евразийского экономического союза?

 – В настоящее время в таможенных органах государств-членов Евразийского экономического союза уже накоплен большой опыт, который может служить основой для такой автоматизации. Так, использование электронного декларирования, системы управления рисками, введение института уполномоченных операторов являются безусловными предпосылками для построения технологий, на которых может основываться процесс принятия решений в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов.

Если говорить непосредственно о практике внедрения, можно констатировать тот факт, что некоторые таможенные службы наших стран уже активно применяют эти технологии в экспериментальном или пилотном режимах.

Так, в Республике Беларусь с 2013 года в Минской региональной таможне начата опытная эксплуатация программного комплекса автоматической регистрации декларации на товары, помещаемые под процедуру экспорта. Также таможенной службой Белоруссии без участия должностных лиц с 2012 года проводится регистрация статистических деклараций.

В Российской Федерации с 2013 года таможенные органы запустили в виде эксперимента технологию автоматической регистрации на товары, поданной в виде электронного документа, а 8 апреля 2016 года ФТС России издано распоряжение №99-р о практической реализации автоматического выпуска деклараций на товары в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления.               

Но, говоря об автоматизации таможенных процедур, необходимо учитывать, что у этого процесса есть не только технические, но и юридические аспекты. Практика показывает, что для их решения необходимо обязательно внести соответствующие изменения в действующее таможенное законодательство.

В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС мы заложили основу для дальнейшего развития возможности осуществления ряда процедур автоматически программными средствами. Следующий шаг – законодательно обеспечить возможность перевода существующей сегодня в некоторых странах Союза практики из режима локальных экспериментов в режим повсеместно действующих технологий на всей территории ЕАЭС.  

В заключении еще раз подчеркну, что внедрение таких технологий невозможно без активного использования бизнесом электронных документов, а также без пересмотра сложившейся практики реализации таможенных технологий.

Необходимо, чтобы и юристы, и бизнес-сообщество, и государственные органы осознавали, что в «в электронной форме» и «автоматически» не являются синонимами «электронной копии бумажной формы» и «по щучьему велению»   соответственно.

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы