Таможня

Неудовлетворенная удовлетворенность неудовлетворённых

Или как оценить работу Федеральной таможенной службы России...

Умеет Президент России Владимир Путин удивлять общественность. Чего только стоит его заявление в пятницу 7 июня. Если честно, то я до сих пор пытаюсь переосмыслить сказанное президентом. «В каждом плане, - сказал президент, - должны быть предусмотрены механизмы обратной связи, широкого публичного обсуждения предпринимаемых и предлагаемых мер. Надо открыть для общества доступ к информации о ходе и фактических результатах работы соответствующих министерств и ведомств. Пока, к сожалению, такого нет».

Предвосхищая вполне уместный в данной ситуации скептицизм оппонентов, скажу, - да, нового и необычного вроде бы нет ничего в сказанном, если бы президент не привел конкретный пример: «Допустим, удовлетворённость участников внешнеэкономической деятельности работой Федеральной таможенной службы – на данный момент это 35 процентов, в 2013 году. Какие ведомство перед собой ставит задачи в этом плане? К 2015-му он должен достигнуть 50 процентов, а потом, к 2018-му – сразу 80. То есть, по сути, это означает, что в течение трёх лет, до 2018 года, более чем половина всех участников внешнеэкономической деятельности может быть не удовлетворена качеством предоставляемых услуг, а потом сразу такой прыжок, рывок к лучшей жизни. Мы понимаем с вами, что это невозможно. Нужно действовать поэтапно, по шагу двигаться вперёд каждый день, каждый месяц, каждый год. Только тогда добьёмся результата».

Красиво обмануть президента.

Лукавят, Владимир Владимирович, застенчиво так лукавят, во всем, даже про 35% лукавят. Если сегодня спросить, откуда и кто эти 35%, то даже силами РОСТЭК, ФТС не наберет и 5 процентов удовлетворённых. Положение России в рейтингах LPI (94 место в мире) и Doing Business (162 место в разделе «Международная торговля») это наглядно подтверждает, и это правдивые и жестокие реалии жизни. Да и с чего быть участнику внешнеэкономической деятельности удовлетворённым деятельностью ФТС? Хотя идея неплохая, - оценивать удовлетворенность деятельностью таможенного ведомства способом опроса. Можно ведь любой процент удовлетворённых сделать, пойди, проверь, таков ли на самом деле этот процент удовлетворенных или нет.

В марте коллегия ФТС подводила итоги деятельности ведомства за 2012 год. Помимо традиционного в последние годы отчета о выполнении плана плательщиками, то есть участниками ВЭД, перечисления таможенных платежей, не ниже 100% и постоянно снижающегося времени на проведение таможенных операций, ФТС пришлось отчитаться и по другим направлениям своей деятельности. Так, например, в 2012 году судами рассмотрено более 30 тысяч дел на сумму 35,4 млрд.рублей, при этом 91% требований заявителей, то есть участников ВЭД, судами удовлетворен. На 35,4 млрд. рублей, по заявлениям участников ВЭД, судами приняты решения не в пользу таможенного органа, хотя по прогнозным показателям деятельности ФТС по итогам 2012 года этот процент не должен быть выше 82,7%, а базовое целевое значение - «не более 40%». Есть участнику ВЭД от чего быть удовлетворенным работой ФТС? И на 362 млн. рублей судами приняты решения в пользу таможенных органов. Хорошее соотношение, почти 1:100 не в пользу таможни!

Плюс к этому, по результатам ведомственного контроля признаны незаконными 32 тысячи решений таможенных органов. И еще 79,2 тысячи дел об административном правонарушении (АП). По традиции, ФТС отчитывается только по возбужденным делам об АП, а сколько из этих возбуждённых дел дошли до логического завершения, предпочитает не только не озвучивать, но, видимо, и не учитывать. Логичный ход, ведь тогда может возникнуть вопрос: а какова финансовая эффективность этих возбуждений дел об АП. Сегодня есть немало случаев, когда дела об АП таможенным органов возбуждаются на пару рублей, до полугода расследуются (а это очень существенные затраты для бюджета), а затем, как правило, прекращаются по малозначительности, либо судом по отсутствию состава. Эти мероприятия «эффективного» администрирования, также не могут являться основанием для удовлетворенности участниками ВЭД деятельностью ФТС.

На фоне отчетов ФТС о постоянно ускоряющихся процессах таможенных процедур, ускорения прохождения границы, уменьшения сроков оформления, особняком стоит вопрос новых электронных технологий. Внедрение новых технологий тоже очень «добавляет» удовлетворенности. Третий год ФТС докладывает о не менее 99% деклараций, подданных в электронном виде, что не может не радовать участника ВЭД. Итог 2012 года – 95% деклараций на товары поданных в электронной форме, что на 28% больше, чем было в 2011 году, хотя  по отчетам ФТС за 2011 год эта цифра была близка к 80%.

Ну и самый показательный показатель удовлетворенности – это фирмы-однодневки. Руководитель ФТС Андрей Бельянинов неоднократно жаловался в прессе на высокую долю фирм-однодневок в сфере ВЭД, называя примерную долю около 70 процентов. В 2012 году Счетная палата даже пыталась установить этот процент более точно и остановилась на 66 процентах. Получается, либо бизнес ВЭД по итогам 2012 года резко обелился, либо деятельностью ФТС удовлетворены в полном составе все оставшиеся «не однодневки» и 1% однодневок, либо, что больше похоже на правду, деятельностью ФТС в основном удовлетворены однодневки.

Остается только догадываться, как за полтора года 50% участников ВЭД удовлетворятся деятельностью ФТС. Что же ФТС должно такое сделать, чтобы своей деятельности вызвать удовлетворение у участников ВЭД? Кстати, есть неплохой опыт у Балтийской таможни, который можно распространить на ФТС, - разрешить заниматься ВЭД только удовлетворенным деятельностью ФТС компаниям.

Удовлетворение от работы равняется полученному результату за вычетом приложенных усилий к работе. Считайте, господа таможенники, считайте правильно…

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы