Экономика

Когда Крым встанет на ноги?

После того как Крым вошел в состав России, рубли налогоплательщиков потекли на полуостров. Деньги в республику везут все: путешественники, бизнесмены и, что самое главное, те, кто отвечает за распределение бюджета страны. Пока Крыму этих денежных интервенций мало, но Минфин республики обещает отойти от кормушки уже через пять лет. Опрошенные ПРОВЭДом эксперты утверждают, что цель эта трудновыполнима.

Министр финансов Крыма Ирина Кивико отчиталась, что бюджет региона в 2016 году исполнен с дефицитом в 14,7 млрд рублей, но тут же заявила, что республика планирует отказаться от дотаций из федерального бюджета через пять лет. «Отказ Крыма от федеральных дотаций в течение пяти лет - исключительно амбициозная цель. По итогам 2016 года поступления из федерального бюджета в республику выросли на 20,5% к 2015 году и составили 79,7 млрд. рублей. В принятом бюджете Крыма на 2017 год из 131, 7 млрд. рублей доходов поступления из Центра планируются уже в сумме 98 млрд. рублей, то есть повышаются ещё на 23%, более высокими темпами по сравнению с 2016. Собственные же доходы полуострова составят лишь 33,7 млрд рублей. Таким образом, три четверти бюджета республики - дотации и субсидии из Москвы. Тенденция к всё большей зависимости от Центра налицо. Для ее преодоления и выхода на бездотационность недостаточно факторов в перспективе нескольких лет», - считает аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман.

Тамара Касьянова, Первый Вице-президент Российского клуба финансовых директоров, управляющий партнер АО «2К», отмечает, что полуостров сможет отказаться от дотаций, если его предприятия, заводы и сервисы начнут приносить ощутимый доход. «Для этого есть предпосылки: 75 % крымского бизнеса – это малое предпринимательство. Кроме того, в Крыму уже два года работает закон о свободной экономической зоне. Казалось бы, всё это должно помочь вывести Крым в экономические лидеры, однако есть много «но», поскольку экономика полуострова неотрывно связана с общероссийской ситуацией. Главные наши проблемы, которые плохо решаются – закрытость, государственная зарегулированность, коррумпированность. Пример Сингапура даже отдалено нам не подходит», - заверила эксперт.

Что мешает хорошему Крыму?

Получается, что деньги в полуостров буквально льются, а вот отдачи все нет. Мы строим мост, развиваем инфраструктуру, закрываем Египет и Турцию, а Крым так и сидит на дотационной игле. «Для преодоления зависимости и выхода на бездотационность недостаточно факторов в перспективе нескольких лет. Инвестициям и росту доходов бюджета препятствуют многие обстоятельства. Крупные российские финансовые, торгово-промышленные структуры не идут в Крым, опасаясь попасть под международные санкции. Это относится, например, к Сбербанку, торговой сети Х5 и другим. Перспективы снятия санкций пока ещё далеко не определённы», - поясняет Марк Гойхман. Действительно, по-прежнему большим экономическим тормозом, особенно в отношении компаний, работающих в Крыму, являются санкции, и не стоит надеяться, что их скоро отменят, подтверждает Тамара Касьянова. «Санкции, в частности, блокируют развитие финансового сектора в Крыму, и из-за этого возникают неизбежные проблемы с кредитованием того же предпринимательства. Показательно, что главный российский банк – Сбербанк – на полуострове отсутствует. Если эта ситуация не изменится за ближайшие пару лет, то выход из режима дотационности, скорее всего, затянется на неопределенный срок», - говорит эксперт.

Другим ограничением выступает транспортная доступность полуострова. «Керченский мост планируется ввести в 2018 году для автомобилей и в 2019 году для поездов. Даже если эти планы реализуются, потребуются ещё годы, чтобы поставки инвестиционных и промышленных товаров привели к оживлению производства и потребления для значимого увеличения доходов бюджета», - отметил Марк Гойхман.

«Кроме всего прочего, есть очень серьезная проблема с обеспечением полуострова питьевой водой, возникающие перебои с энергоснабжением. Проблема с энергоснабжением, впрочем, должна решиться в следующем году. С водой, допустим, решат тоже как-то, хотя пока непонятно как. Крымский мост и подъезды к нему скоро построят. Проведут модернизацию инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры региона. Это всё технические аспекты, их решение – это просто вопрос денег. Что же касается выстраивания человеческих отношений между бизнесом и властью, то здесь мы по-прежнему очень неповоротливы. А между тем, это не менее важно, чем создание инфраструктуры», - подчеркивает Тамара Касьянова.

Эксперт добавляет, что очень важно, какая политика проводится властями в отношении предпринимателей. «Судя по статистике, власти делают немало хорошего – мы видим, что неуклонно растут налоги от предпринимательской деятельности. Это связано с увеличением числа предпринимателей. Если в августе 2015 года было 39 тысяч субъектов предпринимательской деятельности, то в августе 2016 года на полуострове их насчитывалось уже 54 тысячи. Нужно понимать, что всё это напрямую способствует выходу из дотационного режима. Однако, вероятность того, что это произойдет через пять лет, всё же довольно мала. Частный бизнес, как главный драйвер экономического роста, не может пока свободно развиваться на полуострове», - резюмировала она.

Марк Гойхман также прогнозирует, что заявление министра финансов Крыма вряд ли окажется точным, и даже привлекательность региона для туристов не особо поможет. «Развитие туристического кластера как отрасли специализации Крыма может быть сдержано конкуренцией с мощным соседом - Сочи, с его уже развитой инфраструктурой. Поэтому есть большие сомнения в возможности уже в 2021 году покрыть растущие расходы бюджета Крыма собственными доходами. В целом, на длительную перспективу регион будет привлекательным для инвестиций. Но определить сроки выхода его бюджета на бездотационность пока затруднительно», - подвел итог наш собеседник. 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы