Экономика

Кто пострадает больше в торговой войне США и Китая

Британский журнал The Economist недавно напугал читателей. Экономический Армагеддон с приходом Трампа становится ближе, написал он в статье под заголовком «Apocalypse now» (Апокалипсис сегодня). И подкрепил пророчество уже хрестоматийным высказыванием председателя КНР Си Цзиньпина: «В торговой войне не будет победителей». Другими словами, проиграют все. И это, видимо, правда.

Если американский президент исполнит свое обещание резко повысить тарифы на продукцию из Китая, не избежать противостояния двух мировых тяжеловесов. «У китайского правительства есть множество ресурсов, чтобы ввязаться [в драку]», – приводит телеканал CNBC мнение Артура Кробера, управляющего партнера гонконгской исследовательской фирмы Gavekal Dragonomics. В результате под угрозой окажется рост мировой торговли и экономики в целом. Единственный вопрос сейчас заключается в том, кто выйдет из будущей драки с меньшими потерями.

 

Не ширпотребом единым

Сейчас китайский экспорт в Америку – это гигантские физические объемы, астрономические суммы и впечатляющий ассортимент. В прошлом году Китай поставил в Соединенные Штаты товары на $462,8 млрд. Это равняется 21,2% всего американского импорта. Торговый поток в обратном направлении оказался намного скромнее – всего $115,8 млрд. Таким образом, дефицит США в торговле с Китаем составил $347 млрд. Собственно, столь огромный разрыв и дает повод Трампу обвинять китайских партнеров в торговой экспансии, манипуляции валютными курсами и краже рабочих мест у простых американцев.

На первых местах в списке китайских товаров стоят компьютеры, мобильные телефоны, видео- и аудиотехника, электрооборудование, продукция машиностроения. Что касается также традиционно большой доли предметов одежды, то это, вопреки расхожему мнению, не только дешевый ширпотреб. Производство своих изделий в Китай перенесли многие европейские бренды, к которым питают сильную слабость в Америке. То же самое относится к обуви и кожгалантерее.

Но поразительней всего удельный вес электронной продукции, которая по итогам прошлого года обеспечила 34,8% в общем объеме импорта. В ней зависимость США от торговли с Китаем практически безоговорочная.

 

Зависимость на простом примере

Возьмем, к примеру, телевизоры. Прожить без них американцам так же трудно, как россиянам без первой кнопки. Для очень многих в США это единственный вид развлечений и главный источник информации. В свое время наступление телевидения в глобальных масштабах начиналось именно с Америки.

В 50-е годы прошлого столетия выпуском телевизионных приемников занимались от 90 до 150 американских компаний. Это был форменный бум. Но уже к исходу минувшего века в США не осталось ни одного своего производителя. Продукция из Японии, а потом из Южной Кореи и Тайваня оказалась и лучше, и дешевле. Трамп, собравшись в президенты, с тоской вспоминал забытые марки Sylvania и RCA. «Они исчезли. Мы больше не делаем телевизоров, ребята», – сетовал он.

А процесс шел все дальше. Японцы и корейцы перенесли большую часть производства на территорию Китая. На телевизорах известных азиатских брендов появилась надпись «Made in China». Сами китайцы тоже не дремали. По данным китайской газеты China Daily, сегодня три крупнейших местных производителя LCD-телевизоров Hisense Group, TCL и Skyworth входят в ведущую мировую пятерку. Вместе они выпускают больше продукции, чем абсолютный лидер фирма Samsung. И обогнали японцев.

А как сейчас обстоят дела с производством телевизионной аппаратуры в самой Америке?

Недавно репортерам портала politifact.com удалось-таки найти три американские фирмы, которые занимаются сборкой телевизоров из импортных деталей. Самая крупная из них – компания Element Electronics из Южной Каролины. Формально она выпускает больше 350 тыс. телевизоров в год. Но что это за производство? Как утверждала еще раньше The Wall Street Journal, работники фирмы достают из упаковки готовые китайские телевизоры, вставляют в них блоки памяти опять же китайского производства, тестируют, запаковывают все обратно и отправляют в торговые сети.

 

Огонь по своим

С повышением таможенных пошлин ни телевизоры, ни компьютеры, ни другие китайские товары не исчезнут, конечно, с прилавков. Их просто нечем пока заменить. Но они станут дороже. Как пишет The Economist, наценка окажется еще одним налогом для граждан Соединенных Штатов.

Для населения в целом дополнительное бремя вряд ли станет чрезмерным. На приобретение товаров китайского производства приходится всего лишь 3% трат американского потребителя. Но это как знаменитая «средняя температура по больнице». В каждом конкретном случае процент зависит от уровня доходов. Чем ниже достаток отдельно взятого семейства, тем выше «китайская» доля в семейных расходах.

Проиграют американские импортеры китайской продукции. Сейчас, пользуясь относительно низкими отпускными ценами китайцев, они имеют завидную маржу. Высокие тарифы съедят часть привычной прибыли.

По идее, как считает The Economist, в выигрыше окажутся производители и продавцы американских товаров. Они получат возможность поднять цены, чтобы не отстать от тенденции. А в результате опять пострадает все тот же рядовой потребитель.

Рикошетом торговая политика Трампа нанесет удар по поставщикам комплектующих для китайских предприятий. Это, прежде всего, компании из Южной Кореи и Тайваня. Однако и Сеул, и не признанный официально Тайбэй –  стратегические партнеры Америки. Получается, тоже залп по «своим».

 

Трамп на тропе войны 

Ощутимые потери понесет, конечно, и сам Китай. Но, как считают многие экономисты, они едва ли станут смертельными для второй экономики мира. Американский рынок чрезвычайно важен для Пекина, но это еще не весь мир.

Показательные данные приводит в этой связи The Economist. Крупнейшие фирмы Китая, включенные в биржевой индекс MSCI China, меньше зависят от потребителя в Соединенных Штатах, чем аналогичные американские компании – от покупателей в Китае. Если у наиболее мощных китайских компаний двухсторонняя торговля обеспечивает меньше 2% выручки, то у американских – больше 10%.

К тому же Китай твердо намерен перестроить всю модель экономического развития. На место экспансии на внешних рынках должна прийти ориентация на внутреннее потребление. И как ни парадоксально такое звучит, американское давление может иметь благотворное воздействие. Оно побудит китайское руководство ускорить реформы.

А Трамп, похоже, уже ступил на тропу войны. На днях Соединенные Штаты подняли пошлины на продукцию китайской сталелитейной промышленности. Пекин назвал их запретительными. Reuters приводит высказывание высокопоставленного чиновника из министерства торговли КНР. Шаг американских властей, по его словам, ставит единственной целью «очернить имя Китая». Пекин, добавил чиновник, «ментально готов» к более жестким тарифам и торговым спорам.

Теперь будем ждать ответных действий Китая, о которых предупреждают эксперты.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы